Олимпиада по робототехнике среди школьных и студенческих команд прошла в рамках фестиваля IT FEST 2022 организованного Международным университетом информационных технологий.
Основной задачей олимпиады была запись программного кода для робота на базе платформы Vex. С помощью гаджета каждая команда должна была подключиться к роботу, чтобы он работал автономно и выполнял поставленные задачи. На поле робот с помощью клешни захватывал кубик и двигал его к отмеченной точке, тем самым собирая баллы.
Капитан команды 201RCS Ернар Султангалиев рассказал, что проблем с написанием программного кода у них не было, но возникли сложности при тестировании робота.
– Самое сложное в роботах – это тестирование, код написать можно легко, но надо проверять, работает ли он, исправлять ошибки. Одной из проблем на соревнованиях был перегрев робота, в кодах имелось три ошибки, из-за этого ломался весь последующий код, поэтому приходилось переписывать его весь. Для робота мы записали четыре задачи, это заняло 2-3 часа, – говорит Ернар.
Члены команды 201RCS Али Кылышбек, Бегали Нурдаулет, Бекзат Жумагали и капитан Ернар Султангалиев состоят в клубе робототехники при алматинской школе-гимназии № 201. Это второе соревнование, в котором они принимают участие.
– Основам программирования мы научились в школе, а остальное изучили сами. К примеру, коды и программы для этих роботов мы изучали неделю, чтобы понимать, как с ними работать. Задачи делятся по блокам камер и частей робота – можно записать в блоке команды «закрыть и открыть клешню», «ехать на двух моторах», можно даже указать расстояние, на которое сдвинется робот. В будущем я хочу стать инженером-энергетиком, чтобы быть полезным обществу. Робототехника мне очень интересна, для меня это хороший опыт, – признался Ернар.
Капитан студенческой команды Sirius из Казахского национального педагогического университета им. Абая Ергеш Нурсултан считает, что конкуренция среди вузов по робототехнике очень жесткая, так как все ребята хорошо подготовлены.
– Мы готовились к олимпиаде два дня, на тестирование ушло четыре часа. Исправили ошибки в течение часа. Считаю, что выступили хорошо и продемонстрировали очень хороший результат. При нашем университете есть педагогический парк STEM, в котором мы учимся собирать роботов и программировать их. Такие турниры дают нам опыт, – подчеркнул капитан.
Несмотря на то, что робототехника считается мужским видом деятельности, в олимпиаде участвовали и студентки из Казахского национального женского педагогического университета – команды Smart girls и Lady compilers.
– Сейчас идет развитие информационных технологий, поэтому IT-сфера будет очень востребована. В этом году нам внедрили уроки робототехники, нам интересно изучать этот предмет. Мы решили принять участие в этом турнире, чтобы попробовать свои силы. Мы волновались, конечно, так как пришлось более углубленно изучать программирование и материалы по робототехнике, – делится будущий учитель по физике и информатике Альбина Досбол.
Команда ЖенПИ состояла из студенток кафедр информационных систем (Жазира Сатбай, Мейирим Мухтар), информатики (Инжу Сыдыкжан), физико-математической (Альбина Досбол, Айдана Байгажкызы).
– Даже несмотря на то, что было столько мальчиков, мы не боялись показывать знания, но были не уверены, что наберем достаточное количество баллов. Программистами могут быть не только мальчики, главное – желание и дисциплина. Ранее у нас был опыт в написании программ, но не такой большой. Нам было комфортно работать с новыми модулями и программами, – рассказали девушки.
– IT-сфера – одна основополагающих в XXI веке. Сегодня мы привели женскую команду на турнир, я считаю, мои учащиеся не отличаются от других команд – они подготовлены и технически подкованы. В некоторых вопросах мои девочки дадут фору мальчикам. Мы узнали о нашем участии незадолго до соревнований и в течение недели готовились. На базовом уровне уже знали все, единственный минус – у нас не было конструктора Reks. У девочек был страх, но они быстро собрались и выполнили свою работу безупречно. Все задачи робот выполнил и собрал нам баллы. Считаю, наш университет показал отличный результат, – говорит руководитель команды, инженер-программист Казахского национального женского педагогического университета Даулетбек Хамза.
По итогам олимпиады среди вузов первое место заняла команда Astana IT University, второе место – Актюбинский республиканский университет им. Жубанова, третье место – КазНЖПУ.
Среди школьных команд первое место досталось команде Дворца школьников города Шахтинск, второе заняли ребята из алматинского лицея № 178, третье место – у Международной школы робототехники.
Статья опубликована в №42, от 21.04.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Живая сталь".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!