«Не переживайте: вакцину получат все»
Заверили алматинцев в Управлении общественного здоровья города Алматы.
Алматинка Катерина Маркова обеспокоена ситуацией с вакцинированием от COVID-19:
– Говорят, с 1 февраля вакцинация гам-ковид-вак для уязвимых слоев населения будет проводиться на бесплатной основе. А если я не уязвимый слой и хочу платно, чтобы не ждать апреля? Возможно ли получить прививку с 1 февраля, не ожидая очереди?
Мы передали вопрос уполномоченному органу – в УОЗ города Алматы. Получено разъяснение: «Нет, платно нельзя, вакцинация проводится бесплатно. Необходимо обратиться в поликлинику по месту прикрепления и подать заявку на вакцинацию. Прививать казахстанцев будут поэтапно: 1) работники инфекционных больниц и скорой помощи, отделений реанимации, ПМСП, приемных покоев, сотрудники санэпидслужбы – с февраля; 2) педагоги общеобразовательных школ, ссузов, вузов, работники медицинских служб, не вошедшие в первую категорию, – с марта. Поликлиники будут прививать прикрепленное население, скорее всего, третьим этапом. Не переживайте, все, кто готов вакцинироваться, вакцину получат».
Спасибо за обнадеживающий ответ. Но есть и еще вопросы. Главный из них – какие категории казахстанцев могут получить вакцину? И если человек уже переболел CОVID-19, надо ли ему прививаться? Как и кто будет определять наличие антител в крови у желающих привиться? Насколько это надежно? Каковы риски при вакцинации в случае, если неправильно определили наличие/отсутствие антител? Какое количество антител в крови должно быть для безопасной и эффективной вакцинации от COVID-19?
«Чего ожидать и как поступать?»
Задалась вопросами алматинка Маргарита Диябаева после того, как ее ребенок переболел коронавирусом:
– Все началось 9 января, когда мой ребенок пожаловался на отсутствие вкуса (других симптомов не было). Я на следующий же день побежала сдавать тест. Он выявил covid положительный у ребенка и отрицательный у всех остальных членов семьи. Мы сели дома на карантин и стали ждать. Через двое (!) суток нам, наконец-то, позвонили, а потом приехали медики из детской поликлиники. Осмотрели, оставили назначение и с отказом от госпитализации убыли. У ребенка повторно тест не взяли, у нас тоже.
Маргарита рассказала, что они были на связи с телемедециной, поликлиникой, получали лечение и консультации, и тут претензий нет. Ребенок выздоровел. Настало время выхода из карантина – начались проблемы:
– У ребенка, понятно, возьмут тест и выпустят в люди, а кто сделает эту же процедуру для взрослых, которые были в прямом контакте с больным все это время? – спрашивала у медиков женщина, но никто не мог дать ответ на этот простой вопрос.
Впоследствии Маргарита узнала, что за ними должна была наблюдать поликлиника по месту жительства, а СЭС – сделать тесты.
– От телемедицины получила ответ, что они звонят и узнают только состояние моего ребенка и не должны отвечать на подобные вопросы. Но тогда зачем в конце каждого разговора мне советовали по всем вопросам обращаться к ним?
Сознавая свою ответственность перед согражданами, Маргарита обратилась в социальных сетях к министру здравоохранения, санитарным врачам, ко всем, кто стоит на защите граждан от пандемии:
– Возможно ли давать разъяснения по действиям и правам людей в подобных моему случаях на общедоступных ресурсах? Ведь именно недостаточная информированность населения и влечет дальнейшее распространение коронавируса!
Трудно не согласиться с этим мнением. Тем более что уполномоченный орган – УОЗ Алматы, прокомментировал ситуацию предельно кратко: «Необходимо позвонить в поликлинику по прикреплению, врачи ответят на все вопросы и произведут в случае необходимости все предписанные действия».
Казахстанцы привыкли к тому, что социальные сети у нас приравнены к СМИ. И с позиций цифровизации страны, развивая тезис Президента о Казахстане как о слышащем государстве, возможность обращения граждан к любому чиновнику все чаще становится реальностью.
Но не везде и не всегда
Ниже – пример того, как некоторые представители пресс-служб и других обремененных связью с общественностью органов понимают и исполняют свою задачу.
«Нам непонятно ваше раздражение!»
Так оценили действия уполномоченного в сфере здравоохранения органа участники группы «Приемный покой» Facebook.
За разъяснениями в группу обратилась алматинка Светлана Минакова:
– Моему отцу через месяц предстоит третья за последние полгода госпитализация в НИИ кардиологии и внутренних болезней города Алматы. Перед госпитализацией пациенту выдается памятка из 16 пунктов о необходимых обследованиях и анализах. Я согласна, что нужно сдавать анализы, срок действия которых составляет 10 дней. Но для чего третий раз за шесть месяцев проходить ФГДС, сдавать кровь на RW, ВИЧ, гепатиты, группу крови, делать УЗИ органов брюшной полости, ФГ? Мало того, при поступлении в обязательном порядке требуют рентген легких, сделанный в НИИ. Для чего тогда нужна ФГ из поликлиники и обязательно свежая? В памятке написано, что срок действия этих анализов три месяца. Но при поступлении их изымают, а дубликаты не выдают. При последующем поступлении опять требуют полный список.
Отцу Светланы 71 год. По словам дочери, у него стоят три стента, пульс в покое 97–100, планируется адиочастотная абляция сердца. То есть кардиологическому пациенту достаточно сложно передвигаться и в очередной раз проходить ненужные обследования.
– Для чего в третий раз по кругу собирать одни и те же анализы? – недоумевает Светлана. – Список дается тот же самый, что и при первой госпитализации, а без этого – отказ. Я прошу упростить повторную госпитализацию. Какая необходимость гонять кардиологического больного по всему городу, «собирать» 16 пунктов из этого списка? Группа крови не поменяется, а ФГДС в третий раз за полгода и у здорового человека может привести к гастриту. Может, для таких повторно госпитализирующихся в течение шести месяцев упростить список?
Оказалось, что проблема эта волнует многих алматинцев:
Ольга Панковская: «Аналогичная ситуация. После операции 25 декабря в кардиологии опять куча повторных действующих анализов. Хотя все оригиналы остались в больнице, куда мне и ложиться снова, но придется сдавать в феврале перед новой операцией все по новой».
Аделаида: «Такая же ситуация была у мамы. 30.11.2020 года была операция (перелом позвоночника в 4-х местах) в 7-й ГКБ. Прооперировали два из четырех позвонков. А 14.01.2021 года она легла снова, чтобы долечить два оставшихся. Нам опять дали этот же перечень доков, что по списку нужно пройти! Благо смогли доказать, что нет необходимости повторного ФГДС, КТ легких. Считаю такие требования совершенно неуместными!»
Пациенты совершенно точно очертили круг проблемы: несмотря на действующий клинический протокол, чиновникам от медицины необходимо повернуться лицом к больным и изменить список ненужных повторных обследований перед оперативным вмешательством.
Вот такие истории и предложения от алматинцев пришли на нашу страницу «Приемный покой».
Вы спросите, причем здесь пресс-служба или специалист по связям с общественностью, в чей адрес было сделано заявление в первом же абзаце?
Дело в том, что Светлана Минакова обратилась с вопросом: в чьем ведении находится НИИ кардиологии?
В соответствии с общепринятыми правилами администратор группы переадресовала вопрос Управлению общественного здоровья города Алматы (кому же еще?). И почему-то это вызвало в УОЗ раздражение.
Вначале администратора строго одернули, мол «…не тегайте УОЗ по любому поводу!», дескать, указанное в публикации Светланы медучреждение не находится в ведении УОЗ. Потом стали поучать: «…НИИ относится к МЗ РК. Это же элементарно и понятно!» Затем нас и вовсе упрекнули в некорректности: «… граждане, которые не разбираются, потом столько комментариев зря в нашу сторону пишут!»
Зря – не зря, но по закону уполномоченное по взаимодействию со СМИ лицо обязано своевременно отвечать на поступающие запросы пользователей информации, актуализировать информацию на интернет-ресурсе. Об этом пресс-службе УОЗ в очередной раз напомнила правозащитница Галия Тобатаева – председатель ООИ «Подранки». И вот от нее «поучение» в адрес чиновников, раздраженно отвечающих гражданам, а то и вовсе отмалчивающихся, как нельзя более кстати:
– При обнаружении в медиапространстве информации, способной вызвать негативную реакцию у общества, пресс-служба госоргана обязана своевременно ставить в известность первого руководителя государственного органа. Целью уполномоченного лица по взаимодействию со СМИ является своевременное и качественное распространение информации, поддержание положительного имиджа государственного органа.
Общественного деятеля поддержали алматинцы – другие члены группы «Приемный покой», и высказали свое мнение по поводу работы пресс-службы УОЗ Алматы:
Катерина Боровикова: «Может, кто-то чего-то и не понимает в нюансах вашей работы и зоны ответственности, но это не значит, что можно и нужно людям дерзко и резко отвечать!»
Ольга Климович: «Вас раздражает, что люди смеют вам комментарии (скорее всего, не хвалебные) писать? А для чего вы тогда за счет налогоплательщиков существуете?»
Наталья Частная: «Будьте любезны, отвечайте корректно. Вы не личную страницу представляете. Если бы во вверенной УОЗ поликлинике объяснили все, как положено, вас бы не спрашивали в принципе».
Жума Таж: «Вы пишете от имени государственной организации! Министру здравоохранения РК надо обратить внимание на такие вот ответы!»
Что здесь сказать? Пресс-служба любого государственного органа – это его лицо. К сожалению, не самый приятный лик вырисовывается из всего вышеприведенного. Что ответит на это руководство Управления общественного здоровья Алматы?
Для сведения: Приказ № 50 от 23.02.2018 года министра информации и коммуникаций РК, Положение об уполномоченном лице (подразделении) по взаимодействию со СМИ: «… пресс-секретарь предоставляет пользователям достоверную и необходимую информацию по вопросам, относящимся к компетенции госоргана, содействует подготовке комментариев, публикаций в СМИ; должен готовить своевременные ответы на поступающие запросы; имеет право запрашивать у структурных подразделений информацию, необходимую для ответов на поступающие запросы; напрямую подчиняются первому руководителю госоргана».
А пока складывается впечатление, что пресс-службы и отделы по СМИ создаются не для помощи людям, а для защиты руководителей – и не только госорганизаций – от назойливых вопросов обывателей.
Список «раздраженных» и не слышащих то, что не по нраву, нами будет пополняться и публиковаться.