Новое тысячелетие, новый век, новые пути осознания реальности… Что принес каждый из нас в эту эпоху, переступив порог XXI века? Что доминирует в материализованных видениях художника современности? Его идеалы, устремления, сомнения и вера – в чем они? Именно об этом – все произведения художника, скульптора, чье искусство за сорокалетний путь развития претерпело множество различных влияний, сохранив неприкосновенным главное – гражданственность позиции и прозорливое видение завтрашнего дня.
С младенческих лет начав рисовать, – а эти годы пришлись на тяжелое время войны, – мальчик остро переживал коллизии судьбы. Мать, спасая его от голода, возила из аула в аул земли Кокшетау, необыкновенно щедрой на красоту и природы, и человека. Детское сознание запечатлело это качество родины и ее людей на всю жизнь. Отец и старший брат Фарден были на фронте. Отец погиб, а вернувшийся брат увидел тысячи рисунков ребенка на один сюжет: война. Школа началась с пяти лет – это было в Аягузе Семипалатинской области, и малыш видел сотни людей, готовящихся к отправке на фронт. Старший брат взял на себя заботу о воспитании младшего. И в 14-летнем возрасте Тулеген вместе с ним приезжает в Алматы. Закончив художественное училище, поступает в Ленинградский институт им. Репина. Художник убежден, что в жизни ему всегда сопутствует удача.
Основная часть творческого пути художника напрямую связана со временем советского строя. Тому свидетельство и подтверждение – яркие образы героев истории, запечатленные скульптором в бронзе и граните. Это деятели культуры Бибигуль Тулегенова, Олжас Сулейменов, политики Динмухамед Кунаев, Алиби Жангильдин, Гани Муратбаев, это типы современников художника, несущие в мир идеи гражданственности и красоты.
Трудно переоценить для развития казахской скульптуры значение таких монументальных произведений художника как «Амангельды Иманов», «Шокан Валиханов», «Алиби Жангильдин», «Гани Муратбаев» и др.
Однако, пожалуй, самым плодотворным и самобытным следует назвать период 1990–2000 гг. Образы выдающихся сынов Отечества в лице Ахмета Байтурсынова, Ильяса Жансугурова, Каныша Сатпаева, Ахана-Сере и Биржан-Сала воплощены скульптором с огромной силой убедительности и откровения любви. Эти личности раскрывают новые грани творчества и индивидуальности автора. Этап становления и зрелости преобразился в этап гражданской и человеческой целостности, этап цветения искусства мастера.
Говоря о новых работах десятилетия, художник невольно возвращается к образу, любимому с юности. Это Шокан Валиханов, памятник, возведенный в центре города Кокшетау в 1971 году. Созданный на одном дыхании он прошел множество препон. 25-летний выпускник вуза выиграл конкурс, сделал модель-эскиз и лишь через пять лет монумент состоялся. Художник так отзывается об этом периоде творчества: «Я считаю, что художник, приступая к работе, должен быть достаточно подготовлен. Начиная делать Шокана, я ощутил – мне легко было его воспринять. Была подготовка: знание истории, философии, базовое образование помогло. Его изучение культуры Кашгарии, быта и культуры казахов, судебные реформы того времени, бийская культура судов и т.д. – это все легко вошло в меня.
Вернемся к созданиям 1990-х годов. Облик Ильяса Жансугурова в Талдыкоргане руками Тулегена Досмагамбетова обретает мощь и величие планетарного масштаба свободолюбивого, сильного и умного человека. Свободная, непринужденная поза героя дана в активном развороте. При медленном обходе создается эффект парения фигуры над окружающим пространством и над землей. Строгий классический профиль фигуры, восседающей на монолите природного гранита, наполнен романтикой и экспрессией через взметнувшиеся складки накидки за спиной, и весь упругий литой абрис начинает лучиться душевной силой. Строгость и доверительность в лице героя необычайно живо перекликаются с позой легко скрещенных ног и упруго брошенной на них сильной руки с великолепными чуткими, длинными пальцами. Слияние природы и героя воедино, одухотворенная сила поэзии, – все обрело здесь свой зримый облик.
Другая монументальная работа – памятник академику Канышу Сатпаеву исполнена скульптором совместно с Ольгой Прокопьевой в 1999 году в Алматы. Установленный рядом со зданиями политехнического университета на одноименной улице этот монумент первому геологу-казаху, создателю Академии Наук и выдающемуся общественному деятелю стал событием в жизни республики рубежа веков. Автор показал не только тонкую душевную организацию, доброту и глубокий интеллект ученого, но и масштаб его личности в контексте времени и пространства. Монолит шагающей фигуры царит над окружением, привнося в колорит площади и перспективы гор, наплывающих с юга, дыхание вечного движения. Обращенная лицом на запад светлая в своей открытости и устремленности вперед фигура Каныша Имантаевича словно обнимает собой весь мир, даря надежду и свет. Полагаю, что для студенчества, находящегося в огромном количестве именно в этом районе Алматы, это бесценный подарок.
Зная приверженность скульптора к классическим традициям скульптуры, его интерес к пластике и ваянию всех времен и народов в образе Ахмета Байтурсунова, я открыла для себя нового Досмагамбетова. Памятник удивляет замедленностью ритмов. Вместо характерных динамичных подвижных абрисов – тонко промоделированные формы, проработка каждой детали, фрагмента. Изящный барочный столик и фрачная тройка – атрибуты времени – конец XIX века, и знаки социальной принадлежности, – казахская интеллигенция той поры «экипировалась» согласно европейской моде. Унаследовав культуру предков, владея культурой русской и европейской Ахмет Байтурсунов обладал незаурядным умом аналитика, был блестящим писателем, ученым, создателем казахского алфавита и сторонником латинской версии казахского письма. Понадобился почти целый век, чтобы его воззрения обрели значение постулатов, и казахская культура вернулась к истокам, за которыми – будущее. А в прочтении Досмагамбетова мы видим миг. Отрешенность и сосредоточенность героя в мгновенье прозрения и вдохновения – состояние высшего духовного взлета.
В одной из бесед Тулеген Досмагамбетов сказал: «Пройдя путь пристального изучения скульптуры общемировой: статуарной египетской и своеобразной индийской, уравновешенно-сгармонированной древнегреческой и неповторимо закодированной пластикой инков, замечательно выразительной африканской, я пришел к выводу, что классика – понятие условное, а вся культура в классическую Европу пришла из Малой Азии, с Востока. И самое главное – достижения Европы рубежа 19–20 веков мне очень дороги, но основные ценности открылись в пластике скифов и саков на последнем периоде изучения наследия, наследия казахов и древних тюрков. Вывод: через тысячелетия всех типов скульптур человечества пришел к единому стилю, стержневому для всех, и этот стиль – моя загадка и секрет, наследство времен и народов.»
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!