Сложности развития: в Алматы недостаточно газовых АЗС для заправки пассажирских автобусов

Источник фото: Vecher.kz
Источник фото: Vecher.kz

В Палату предпринимателей Алматы поступают многочисленные обращения.

Этот вопрос был рассмотрен на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Алматы под председательством Юрия Тлеумуратова. Для решения проблемы были приглашены представители управлений городского планирования и урбанистики, городской мобильности, представители заправочных станций, автобусных парков. 

Тема для обсуждения на­зрела в связи с тем, что в Палату предпринимателей Алматы поступают многочисленные обращения от бизнесменов, занятых в сфере газовых автозаправочных станций, касательно оказания содействия по вопросу выделения земельных участков для реализации проекта по строительству и эксплуатации автомобильных газонаполнительных компрессорных станций. Реализация таких проектов осуществляется в рамках исполнения постановления Правительства РК «Об утверждении Плана мероприятий по расширению использования природного газа в качестве моторного топлива на 2019–2022 годы», где содержится положение по поводу строительства АГНКС в Алматы.

– Согласно этому плану ответственность за выделение земельных участков для строительства АГНКС возложена на местный исполнительный орган, – сообщил начальник отдела по снижению административных барьеров Палаты предпринимателей Алматы Нурбол Ашербеков. – Однако, по информации ОЮЛ «Газомоторная ассоциация Казахстана», реализация мероприятий плана в настоящее время идет низкими темпами, что связано с отсутствием межотраслевого скоординированного взаимодействия и низкой заинтересованности уполномоченных государственных органов, ведомств и акиматов.

К примеру, общая координация, согласно документу, закреплена за Министерством индустрии и инфраструктурного развития РК, а строительство газозаправочных станций – за АО «НК «QazaqGaz». Также отмечается отсутствие интереса и затягивание со стороны местного исполнительно органа, в частности акимата Алматы, в выделении земельных участков и подключении к инженерным коммуникациям.

На сегодняшний день в мегаполисе функционирует всего 7 газовых автозаправочных станций, которые работают на 20% от общей мощности (в связи с износом) и обслуживают более 650 городских пассажирских автобусов (более 250 привезено, но не эксплуатируется ввиду непредоставления акиматом города маршрутов для передвижения). Это создает неудобство в связи с длительным обслуживанием. Водителям приходится занимать очередь с 4 часов утра для осуществления заправки, из-за чего многие вынуждены уходить в другие сферы.

При этом одна газовая автозаправочная станция, которая построена в 2022 году, загружена только на 20 процентов. 

–  В день мы можем заправлять до 250 автобусов, – заявил представитель новой заправочной станции Ерлан Досанов. – Если бы к нам направляли автобусы «Алматыэлектротранс», проблем с заправкой вообще бы не было. В результате все говорят о нехватке, но по факту у нас нет даже 20 процентов загрузки. Проблема, по словам руководства компании-перевозчика, в том, что заправляться на частной заправке им не позволяет государственный Закон о закупках.

По словам представителей «Алматы­электротранс», новая АГНКС находится в специальной экономической зоне за чертой города, и для автобусного парка это далеко и нерентабельно.

– Что касается новой введенной заправки, то на данный момент «Алматы­электротранс» там заправляться не может, – сообщили в Управлении городской мобильности. – Однако в ближайшее время там, возможно, появится самый большой автопарк. В этом году мы планируем начать разработку ПСД для двух автобусных парков с газовыми заправками, и еще одна будет стоять на территории Алматы.

По итогам обсуждения решено дальше прорабатывать этот вопрос с госорганами.

– Развитие инфраструктуры в Алматы должно продолжаться, – отметил председатель совета Юрий Тлеумуратов. – Это касается не только «Алматыэлектротранс». В целом Управление городской мобильности держит ситуацию на контроле и предлагает пути решения проблемы. Думаю, необходимо создать рабочую группу по этому вопросу.  

На грани банкротства

Также в ходе заседания был рассмотрен вопрос об отмене ранее выданного санитарно-эпидемиологического заключения уполномоченным органом.

Напомним, что в 2013 году ТОО «Нуртау Темир» купил у АО «Курылыс Материалы» часть производственной территории с целевым назначением – для эксплуатации производственной базы. Ранее АО «Курылыс Материалы» занималось производством кирпича, товарного бетона, ЖБИ-изделий, керамзита, минеральной ваты и других стройматериалов, которые относятся к II классу опасности согласно всем санитарно-эпидемиологическим правилам, которые существовали до 2013 года. Санитарно-защитная зона для АО «Курылыс Материалы» была установлена в 30 метров от жилых домов.

В настоящее время ТОО «Нуртау Темир» не изменяло границ СЗЗ и на указанном земельном участке осуществляет деятельность, которая на один класс безо­паснее для окружающей среды — III класс опасности, то есть фактически произошло улучшение экологического состояния данного земельного участка и прилегающей территории, а СЗЗ осталась прежней. 

Однако Комитет санитарно-эпидемиологического контроля по Алматы подал иск в суд на свое территориальное подразделение для отмены санитарно-эпидемиологического заключения. В результате порядка 300 человек могут остаться без рабочих мест.

В ходе заседания совета стало известно, что комитет с 2013 по 2020 год не предъявлял замечаний по СЗЗ, а в 2021 году потребовал установить ее размер в 300 метров от границ предприятия согласно санитарным правилам. По словам экспертов, данные действия ставят под угрозу существование предприятия, поскольку оно уже вложило миллиарды в строительство производственной базы, и, исходя из ситуации, возврат кредитных средств становится невозможным, из-за чего предприятие будет объявлено банкротом.   

– Согласно экологическому законодательству, они не могут вести деятельность, – отметила представитель Управления экологии. 

Она добавила, что на деятельность предприятия подали жалобу несколько жителей.  

– Считаем необходимым отметить факт вымогательства со стороны жителей домов, расположенных рядом с предприятием, которые направляют жалобы в уполномоченный орган, – заявила начальник отдела по снижению административных барьеров Гульнара Мамажанова. – Жалобщики открытым текстом говорят, что им нужны дорогие дома в верхней части города. На данной территории с 1936 года осуществлялась производственная деятельность, именно это обстоятельство объясняет появление жилой зоны рядом с предприятием ТОО «Нуртау Темир» (эти жилые дома строились для сотрудников).

Специалисты также отметили, что за последние три года было проведено множество (более 50) исследований на пыль и шум. Исследования проводились лабораторией Департамента экологии по Алматы, Национальным центром экспертизы, лабораторией Комитета контроля качества, лабораторией ТОО «Ecology Expert». По результатам всех замеров превышений предельно допустимых концентраций (ПДК) не было обнаружено. 

Решением совета во избежание вынужденного банкротства ТОО «Нуртау Темир» было рекомендовано рассмотреть возможность заключения мирового соглашения в порядке медиации, а Палате предпринимателей оказать консультативную правовую помощь во всех судебных инстанциях.

Статья опубликована в №97 от 23.08.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Сложности развития».

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 449.58  486.94  4.86
Алматы 16.2°