Современная ситуация с пандемией коронавируса побуждает заглянуть в прошлое

Современная ситуация с пандемией коронавируса побуждает заглянуть в прошлое, разглядеть те моменты и периоды в истории, когда свирепствовали эпидемии.

Наши доблестные предки, дети Великой степи не только слыли, но и действительно были сильными людьми. Физический труд, простая и здоровая пища, длительное пребывание на свежем воздухе повышали их сопротивляемость губительному действию вирусов и микроорганизмов. Но жестокий бич голода, эпидемии в условиях социальных кризисов и катастроф уносили многие жизни. Смертность росла, когда народ терпел лишения.

Об эпидемиях прошлого, методах лечения, первых прививках и связанных с ними предрассудках и суевериях рассказала ведущий научный сотрудник отдела этнологии и антропологии Института истории и этнологии им. Чокана Валиханова, кандидат исторических наук Гульмира Орынбаева.



– С чем в истории Казахстана принято связывать возникновение эпидемий? 

Известные нам эпидемические заболевания, случавшиеся в судьбе казахского народа, как правило, были связаны с социальными и экономическими потрясениями, кризисами. Такой тяжелый, затяжной кризис в истории этноса пришелся на 20-е – 30-е  гг. прошлого столетия, сложным было для народа и последующее десятилетие. Именно в первые десятилетия существования советской власти вспыхнувшая гражданская война, перешедшая со временем в партизанское движение басмачей, бандитизм, продовольственные и имущественные реквизиции, непродуманная коллективизация и седентаризация стали жестоким испытанием для населения Казахстана. Следует заметить, что аналогичная ситуация царила во всех республиках и уголках вновь созданного Советского государства на месте прежней Российской империи. На фоне нищеты, недоедания и голода распространились опасные, сложно поддающиеся лечению «социальные болезни» – эпидемии, такие как сыпной тиф, оспа, малярия, туберкулез и др.

В Казахстане в указанный период отмечалось общее падение скотоводческого хозяйства. Хотя необходимо учесть, что и в прежние годы, начиная с конца XIX века, казахское кочевое скотоводство все острее начинает испытывать кризис, вызванный в основном сокращением кочевых площадей в районе летовок (жайлау), в результате заселения их европейскими переселенцами. Политические катаклизмы: Первая мировая война, события 1916 года, Гражданская война привели к резкому упадку, разрухе сельского хозяйства, нарушению рыночных связей. На бедственное состояние скотоводства в Казахстане указывает широкое распространение эпизоотий. Ежегодно сап, сибирская язва, ящур уносили сотни тысяч голов живности. Причинами падения скотоводческого хозяйства у казахов российский и советский ученый-этнограф Абубакир Диваев называет следующие: недостаток пастбищ из-за невозможности дальних кочевок, неуверенность в неприкосновенности своего хозяйства и, впоследствии этого, бессистемные и почти беспрерывные перекочевки, частые военные реквизиции скота и фуража, вздорожание товаров промышленного производства по сравнению с продуктами скотоводческого хозяйства. В крае наблюдался разгул бандитизма. В результате все эти факторы привели к нищете и голоду среди населения, что спровоцировало вспышки различных эпидемий, в том числе и смертоносных, унесших многие тысячи жизней. 

Частичная стабилизация как в скотоводческих, так и земледельческих хозяйствах республики наступила в середине 1920-х гг., но в 1927–1928 гг. исконно скотоводческие районы вновь посетила беда – случился сильнейший джут. Также состояние экономики края к концу 1920-х гг. стало ухудшаться по причине проводимой властями социально-экономической политики, в частности, реквизиции продовольствия и скота. В особенности тяжелым оказалось положение в этот период в животноводческих районах Казахстана. Как писал Александр Брискин в своих очерках о казахских степях, в результате джутов, происходивших в Адаевском округе в конце 1920-х гг. тысячи людей превращались в нищих и бродили за подаянием из аула в аул. Этот же автор рассказывает о виденных им толпах людей, «босых, невероятно грязных, покрытых болячками и насекомыми, с горящими глазами на исхудалых от голода лицах». Из Джаркентского уезда в те же годы сообщалось: «Заболеваемость голодная, население в панике, требуется помощь, есть случаи насилия над зажиточными, массовое бегство в Китай, бежали два секретаря ячейки».

– Назовите наиболее распространенные болезни, эпидемиологический бич того времени.

Причиной широкого распространения всевозможных заразных заболеваний, принимавших временами формы эпидемий, и не только среди казахов, была нищета, отсутствие профессиональной медицинской помощи и навыков гигиены у населения. Очень высока была детская смертность, до 46,8%. Бывало, что целое население больших аулов страдало от оспы. Кроме того, среди казахов в тот период широко были распространены кожные болезни: парша, чесотка, лишаи, экзема, фурункулез. О массовой заболеваемости сифилисом, туберкулезом на Мангышлаке, о предрассудках и суевериях, ведущих к антисанитарии и болезням, писал в молодые годы участвовавший в этнографических исследованиях выдающийся казахский ученый Алькей Маргулан. По данным Наркомата здравоохранения республики, число больных сифилисом казахов составляла в те годы около 9%. Зачастую за этот недуг, по замечанию вышеупомянутого Александра Брискина, принимались нередко встречавшиеся в те годы у бедствующих жителей степей проявления кожных заболеваний. Необходимо отметить, что сифилис в данный период был достаточно широко распространен и в России, Франции и других европейских странах. 

– Как и чем в то время лечились заболевшие?

Казахи при лечении заболеваний прибегали к знаниям народной медицины, обращались за врачеванием к муллам и знахарям-баксы. Эффективным методом лечения малярии, например, считалось кровопускание. Страдающих туберкулезом, который издавна был распространен в степи, поили кумысом, отварами трав, кормили супом с жирным мясом, конский жир принимали не только внутренне, но и также втирали в тело больного. При оспе обладающим оздоровительным свойством считалось мясо горной индейки. С переносчиками сыпного тифа – вшами, пытались бороться при помощи порошков, изготовленных из веществ животного и растительного происхождения. Венерические заболевания лечили как травами, так и парами сернистой ртути либо приемом внутрь кристаллов медного купороса. Кожные заболевания врачевали при помощи настоек и мазей, изготовленных из растений и животных жиров. Однако в условиях эпидемий архаичная народная медицина, конечно же, была малоэффективна.

– Расскажите о первых прививочных кампаниях той поры. Каким образом и кем они были организованы?

Новая советская власть предпринимала усилия для локализации и ликвидации эпидемиологических заболеваний в меру своих возможностей. Еще в дореволюционную эпоху российские власти среди казахов пытались организовать в широком масштабе оспопрививание. Однако это вызвало панику у части местного малограмотного населения, некоторые даже пытались откупаться от прививок, о чем с осуждением сообщалось в газете «Дала уалаяты». В какой-то степени этот факт ассоциируется с современной ситуацией, когда несведущие люди также пытаются сеять панические настроения в отношении прививок от коронавируса. В 1920-е гг. в степи отправлялись «красные караваны», в составе которых, кроме работников судов, просвещения, сельского хозяйства трудились и представители здравоохранения, проводившие разъяснительную работу в казахских аулах. На отдаленных кочевьях были организованы красные юрты, в которых также в числе специалистов из других областей медицинские работники занимались культурно-просветительской деятельностью, в основном привитием санитарно-гигиенических навыков среди казахского населения. Кроме того, по степи разъезжали передвижные медицинские отряды, которые прикладывали усилия для лечения населения, преимущественно эпидемических заболеваний. Однако в условиях тогдашней совершенно слабой системы здравоохранения, если оседлое и полукочевое население кое-как было охвачено врачебной помощью, то круглогодично кочевавшие скотоводы почти совершенно оказывались лишенными внимания медицинских работников. Нужно еще раз заметить, что все перечисленные болезни: сыпной тиф, малярия, венерические заболевания и пр., конечно же, в то время были распространены не только в Казахстане, но, например, свирепствовали и на территории тогдашней России, в Европе. Антисанитария в среде социальных низов, тяжелый быт, общая и медицинская безграмотность были тому причиной. 

Статья опубликована в №60, от 20.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "История болезни".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 448.56  478.03  4.79
Алматы 11.7°