Талгат Исмагамбетов: Выборы в Мажилис как завершение перезагрузки политической системы

Талгат Исмагамбетов, ведущий научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения КН МНВО РК, кандидат политических наук.

Давно ожидае­мое событие свершилось: Указ Прези­­дента Рес­публики Казах­стан Касым-Жомарта Токаева от 19 января 2023 года подвел черту под недолгим существованием Мажилиса Парламента РК 7-го созыва, избранного 10 января 2021  года.

Заметим, что никто не задается вопросом в этот раз: почему почти все выборы в стране досрочные? Прошедший 2022 год изменил ситуацию, так что оставалось предполагать, когда будет избрание новой нижней палаты Парламента РК.

Вспомним, что в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2022 года Президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил провести внеочередные президентские выборы осенью 2022 года и ввести семилетний срок президентства (септимат) вместо нынешнего избрания на пять лет. Внеочередные парламентские выборы в Мажилис – нижнюю палату Парламента РК были намечены на 2023 год.

В тот момент новый электоральный цикл получил сигнал «на старт». Перезагрузка политической системы, как заявил Президент, «позволит нам в дальнейшем сконцентрироваться на решении долгосрочных задач по обеспечению устойчивого экономического роста, повышению благосостояния и качества жизни граждан». 

Талгат Исмагамбетов

19 марта 2023 года – день избрания нового состава Мажилиса Парламента Республики Казахстан станет завершением электорального цикла и упомянутой перезагрузки.

Почему выборы в Парламент – есть завершение перезагрузки?

Ожидания тех, кто полагал, что уже осенью 2022 года пройдут внеочередные выборы в Мажилис, не оправдались в силу ряда обстоятельств. Во-первых, происходили после января 2022 года пертурбации в самой партии власти, затем настал черед поправок в Конституцию Республики Казахстан – изменения были приняты в июне 2022 года на республиканском референдуме.

Во-вторых, поправки изменяли состав и порядок формирования Мажилиса. Согласно редакции 2022 года состав Мажилиса сокращается до 98 депутатов вместо 107, ибо был исключен пункт об избрании девяти депутатов от Ассамблеи народа Казахстана. Оставшиеся 98 депутатов теперь избираются по смешанной избирательной системе: 30 процентов по одномандатным территориальным избирательным округам, 70 процентов – по партийным спискам. 

В-третьих, решили начать с центральной оси государственной системы Казахстана – с переизбрания Касым-Жомарта Токаева в ходе внеочередных выборов Президента Республики Казахстан. Но уже на семь лет и однократно. Задача – «убрать тень Елбасы» над нынешним Президентом Республики Казахстан.

Указ о роспуске Мажилиса и назначении выборов нового состава вызывает вопрос о способности партийной системы аккумулировать и выражать в Парламенте Республики Казахстан интересы социальных групп, составляющих казахстанское общество.

С марта 2022 года перемены коснулись и партийной системы. Вначале внеочередной съезд партии Nur Otran привел к переименованию в Amanat. Партия будет бороться за 29 мандатов.

Из прежних шести партий осталось пять после того, как партия Adal вошла в Amanat. Наконец, в декабре 2022 года в стране зарегистрировали экологическую партию «Байтак» и буквально накануне назначения новых выборов – партию «Республика». 

Судя по наличию нескольких сопредседателей в «Республике», видим повторение пройденного – институт сопредседательства и отсутствие сильного лидера. Как будто предлагается повторение недавних выборов Президента Республики Казахстан – сильный кандидат от власти имеет слабых оппонентов.

С точки зрения простого казахстанского избирателя партии принципиально мало различаемы, кроме имен и действий их лидеров. Впрочем, избиратель оказывается в заведомо проигрышной ситуации, поскольку программы не содержат креатива. Кто из лидеров партий известен, кто сумел оторваться от прозаичных, будничных забот и предложить нечто реалистичное по целям, конкретизированное по задачам и убедительное для ума и сердца? 

Кризис – время для переоценки ценностей и приобретения мудрости, чтобы не повторять ни чужих, ни своих ошибок. Очевидно, что в наших реалиях положение «второй» партии не означает становление влиятельной организации. Борьба за статус таковой партии играла на руку партии власти. Такое чередование «вторых» с последующим переходом за борт Парламента Республики Казахстан означает затягивание процесса формирования полнокровной партийной системы страны.  

Начало борьбе за второе место в политическом спектре страны было задано предвыборной гонкой в ходе досрочных президентских выборов в январе 1999 года. Лидер Компартии Казахстана Серикболсын Абдильдин предпочел участвовать в гонке за пост Главы государства, понимая выигрыш в легитимации его партии в качестве второй партии страны. 

Интерес незарегистрированного в качестве кандидата бывшего Премьер-Министра Республики Казахстан Акежана Кажегельдина был прямо противоположным - в бойкоте выборов. Однако стремление стать «второй» партией взяло вверх, и общий оппозиционный интерес в бойкотировании выборов и всей избирательной кампании был отброшен. 

На краткое время эта тактика обернулась выигрышем для Абдильдина и коммунистической партии: он стал вторым по числу голосов кандидатом в Президенты Республики Казахстан, а на парламентских выборах того же года его партия, по официальным итогам, стала второй после партии «Отан» по числу поданных голосов за партийные списки. 

Исход избирательной кампании 2004 года известен: блок АИСТ едва перепрыгнул заветную планку в 7% голосов, а блоку КПК и ДВК («блок Абдильдина и Жакиянова») не суждено было услышать официального объявления о заветных семи процентах. 

Достойное завершение первой в отечественной истории «второй» партии. Новой «второй партией» стала «Ак жол». Затем послушность одних и амбиции других привели к расколу на два «Ак жола» (комплекс причин этого разъединения является отдельной темой).   

Ситуационный характер изменения законодательства Республики Казахстан о выборах проявился в 2007 году, когда создание предвыборных блоков было отменено. Пользуясь позволенной возможностью влиться в иную партию, не объявив о ликвидации своей, лидеры ряда организаций предприняли попытки прорваться во «вторые». 

Партия «Нагыз Ак жол» («НАК») оказалась в рядах Общенациональной социал-демократической партии, а партия «Адилет» – в составе «Ак жола». Однако выборы в Мажилис 18 августа 2007 года имели последствием отсутствие «второй» партии, имеющей хотя бы один-два мандата в Мажилисе Республики Казахстан. После выборов многое вернулось на круги своя. Партии «НАК» и «Адилет» вновь как ни в чем не бывало продолжили свою деятельность.  

В наших реалиях «вторая» партия выгодна партии первой, потому что «вторые» меняются, а первая имеет возможность «нарастить мускулы» и стать привычной, постоянной, ассоциироваться со стабильностью. Хотя больше пользы в плане общего блага казахстанцев говорить о стабильности всего лишь как об условии развития. 

В 2011 году и в последующем уже не «вторыми» партиями, а спарринг-партнерами «Нур Отана» стали «Ак жол» и нынешняя Народная партия. 

Интрига предстоящей избирательной кампании 2023 года – какой на этот раз будет борьба между партиями?

Статья опубликована в  №10, от 24.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Главная интрига".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 447.4  477.55  4.76
Алматы 13.5°