Уроки истории, или Верный выбор      

Источник фото: Invictory.org
Источник фото: Invictory.org

Казахстан – пример страны межнационального и межконфессионального согласия.

Для  мусульман наступил священный месяц Рамадан, когда строго выполняется один из пяти столпов ислама – Ораза. Основными приверженцами ислама в Казахстане являются: казахи, узбеки, уйгуры, дунгане, азербайджанцы, чеченцы и так называемые неэтнические мусульмане. Сегодня мы являемся очевидцами принятия ислама и христианства представителями разных национальностей, то есть смены их вероисповедания. К примеру, в церкви можно увидеть казаха или русского в мечети, передает корреспондент Vecher.kz.  

Что, впрочем, неудивительно. Зачастую родители, следуя семейным или национальным традициям, не оставляют ребенку выбора, принимая за него столь важное решение. Когда же человек вырастает, может наступить осознание, что путь духовный не верен, и близка совсем другая вера.

Но мало кому известно, что немало прозелитов, то есть принявших новую веру, встречалось среди русских крестьян и казаков в XIX – начале XX веков, по разным причинам оказавшимся в казахской степи.

Статья Президента РК Касым-Жомарта Токаева «Независимость превыше всего» нацеливает отечественных историков на введение в оборот новых документальных материалов, с целью более глубокого познания прошлого своей страны. Пройденный 30-летний период Независимости уже не позволяет ссылаться на препятствия, в лице идеологов от коммунистической партии, для истинного изложения фактов. Благодаря  этому молодежь узнает много нового, откроет ранее неизвестное из научных публикаций ученых. 

Vecher.kz решил приоткрыть завесу истории и выяснить достоверные мотивы исламизации русских переселенцев. Для экскурса в прошлое мы обратились к главному научному сотруднику Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова МОН РК Закиш Садвокасовой.

– Что побудило православных переселенцев отречься от христианства в пользу ислама? Тем более, учитывая их негласную миссию по обращению казахов в ряды своих единоверцев

–  Предваряя нашу беседу, хочу отметить, что  Казахстан является многоконфессиональным государством, где представителям различных мировых вероисповеданий предоставлены равные права, и отсутствует какое-либо притеснение по религиозному признаку. Если в годы царизма шло притеснение мусульман, то в советский период пострадали все верующие, независимо от религиозной принадлежности.

Переходя, собственно, к вопросу. Да, переселенцы из России в XIX – начале XX веков «обасурманивались», «окиргизивались» и «омусульманивались». В то время, когда церковные служители, поддерживая религиозную политику самодержавия, старались христианизировать  казахов, имели место факты, идущие вразрез с планами миссионеров. Русские переселенцы, принимавшие ислам, объясняли свой отказ от прежней религии собственным желанием. 

Рассчитывая обосноваться прочно на новой для них земле, ряд переселенцев охотно перенимали религию местных жителей. К большому удивлению миссионеров им встречались случаи, когда русские крестьяне, казаки отказывались от христианства. Причем давления со стороны казахов или местного духовенства не отмечалось.

В отчетах Оренбургского Епархиального Комитета Православного Миссионерского общества отмечалось, что у русских поселенцев наблюдаются такие явления, как многоженство и обращение в ислам. Находясь в тысячах километрах от родных мест, русские крестьяне испытывали нужду не только в материальном плане, но и искали духовной поддержки в трудные минуты своей жизни.

Строительство церкви связывали не только с наличием православного населения, но и еще с необходимостью распространения православия среди жителей степи. А в случае отсутствия нужного субъекта, то и ее возведение оказывалось под вопросом. Поэтому одним из поводов принятия ислама также можно назвать желание переселенцев облегчить свое  душевное и духовное состояние через интеграцию в культурно-ментальную сферу людей, проживающих с ними на одной территории.    Нельзя отказываться и от других причин, объясняющих отказ от православия и переход в мусульманство. Возможно, это кроется в нежелании оставаться в одной вере с самодержцем, толкавшим обездоленную часть своих подданных на поиски лучшей жизни, вдали от родных мест.  

–  Как происходил процесс религиозного перерождения и интеграции в целом?

–  Смешение и перерождение русских переселенцев происходило различными путями. Исследователь Сибири Николай Ядринцев считал, что это шло при посредстве кровного родства и примеси к русской народности инородческого элемента. О смешении на востоке Ядринцев замечает, что оно происходило с давнего времени. Главную причину этому он видит в том, что как завоеватели, так и завоеванные в ту эпоху находились на довольно близком уровне культуры и развития.

Вначале переселенцы перенимали язык и обычаи местных жителей, что помогало им адаптироваться в новых условиях и легче осваиваться. Отдельные  православные миссионеры посещали и русские поселения в казахских степях.  По поводу одной из таких поездок в отчете писалось, что некоторые русские семьи на протяжении многих лет не исполняют христианского долга исповеди.  Дети крестьян говорят по-казахски и плохо знают русский язык. Дети обучаются в ауле у муллы. Миссионеры, уверенные в том, что русские крестьяне будут влиять на коренных жителей, вынуждены были признаться, что увиденные обстоятельства  свидетельствовали об обратном. 

 Другие проповедники также фиксировали случаи, когда лица из казачьего населения не посещают церковь. Пастырские увещевания совершенно на них не действуют. В составленный священником «черный» список  вошли фамилии 33 человек,  в возрасте от 23 до 55 лет, и даже целые семьи. Причины перехода в ислам связаны  с наблюдениями за жизнью коренных жителей, что приводило к постепенному приближению к тому образу жизни, который вели казахи. 

В своих «Заметках о Сибирском казачьем войске» известный путешественник и этнограф Григорий Потанин писал о том, что казаки совершенно не пренебрегают казахским языком, и даже в своей среде считают его разговорным. Казаками перенимались казахские обычаи и пелись песни, представляющие смесь киргизского и русского языков. Влияние казахов на казаков было настолько сильным, что это отражалось и на одежде последних. Некоторые русские путешественники в своих записках отмечали, что на всем пути они видели казаков, которые на службе носят чаще всего казахские чапаны. А казаки при полной парадной форме вызывали даже удивление проезжающих.  

 Жители отдаленных русских поселков отвыкали от посещения храмов, от исполнения правил и предписаний православной церкви и перенимали нравы и обычаи мусульман.

 «Омусульманивание» являлось одной из причин появления казахских имен и фамилий у русских переселенцев. Конечно, изменение русских имен нельзя строго отнести к рассматриваемому периоду. Они происходили и ранее. Возникновение же тюркских фамилий у русских объясняется   тесными взаимоотношениями тюркских народов со славянскими. Многие из тюркских родо-племенных названий вошли в состав русских фамилий. Это свидетельствует о том, что некоторые русские семьи или отдельные их члены в течение определенного времени звались тюркскими родо-племенными названиями. Возможно, это было следствием смешанных браков или тесных бытовых контактов, следствием пленения или порабощения или иных причин. Так, среди представителей русской национальности можно встретить тюркские фамилии: «Азанов (азан), Аксарин (аксара, ак-сары), Булаков (булак), Салаков (салак), Таукин (таук) и т.д.

– Насколько мне известно, описанные Вами факты еще не получили отражения в учебниках по истории Казахстана.

– Совершенно верно. Их исследованием сейчас активно занимаются сотрудники Института истории и этнологии имени Чокана Валиханова, а также другие казахстанские и зарубежные ученые. Отечественными историками обсуждаются и многие другие вопросы, которые в ближайшее время дополнят страницы уникальной летописи воссоздаваемого прошлого нашей страны.

Выполняя указания Президента РК Касым-Жомарта Токаева, относительно использования фундаментальных изысканий широкой общественностью, коллективом  научного учреждения проводится огромная работа по включению новых сведений в планируемые академические издания не только для граждан Казахстана, но и для иностранной аудитории.

–  Благодарю за беседу!

 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.32  473.33  4.76
Алматы 18.1°