Уроки Учителя

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

В год 180-летия Ибрая Алтынсарина Музей образования представил большую экспозицию, посвященную наследию педагога и просветителя.

Музей развития образования, действующий при Республиканском институте повышения квалификации руководящих и научно-педагогических работников системы образования РК (РИПКСО) Национального центра повышения квалификации учителей «Өрлеу», экспонирует наследие одного из основателей отечественной педагогики. В числе экспонатов – подлинный экземпляр «Казахской хрестоматии» Ибрая Алтынсарина, изданной в 1879 году, переводы на казахский язык классиков русской литературы, методические разработки просветителя, схемы для учителей по скорейшему обучению детей грамоте.



– Знаменитая хрестоматия по обучению детей чтению и письму – одно из первых профессиональных методических пособий в истории педагогики Казахстана, – объясняет директор РИПКСО, доктор педагогических наук Жансауле Макатова. – По словам самого автора, задача хрестоматии – дать «действительные познания и полезные сведения». Книга состоит из четырех разделов и включает детские рассказы и сказки, рассказы для взрослых, образцы писем учащихся родным, стихи.

Главный специалист по музейному делу Нургуль Сембаева добавляет, что эта книга во многих отношениях носит универсальный характер:

– Она предназначена как для детей, так и для взрослых, осваивающих грамоту. Вместе с тем это не только учебник по чтению и письму, но и пособие по изучению народных традиций. То есть книга была призвана не только обучить грамоте, но и расширить кругозор читателя. Наряду с этим она является методическим ориентиром для учителя при обучении детей и взрослых базовым знаниям. 

Хрестоматия, по мнению специалиста, является примером для современных авторов учебников: все в ней изложено лаконично, последовательно и понятно.

Центральное место посвященной Ибраю Алтынсарину экспозиции занимает методическая схема по обучению грамоте на основе кириллицы.

– Раньше все обучение в степи базировалось на религиозной основе. Алтынсарин же стремился к тому, чтобы дети постигали светскую грамоту, знакомились с миром, научными открытиями. Для этого он разработал новые методики. В их числе схема по ускоренному обучению алфавиту на основе кириллицы, – поясняет Нургуль Сембаева.

Схема представляет собой поэтапную инструкцию для учителя: с чего начинать занятия, как закреплять и развивать знания. Согласно схеме, в начале обучения ребенок должен был знакомиться с буквами, пробовать писать их. После этого под руководством учителя ученик должен был пробовать читать и писать простые слова, затем переходить к словосочетаниям и предложениям. Изученный материал дети закрепляли, читая книги. 

– Пособием для чтения служили рассказы Льва Толстого, басни Ивана Крылова, произведения других русских писателей, которые переводил на казахский язык сам Алтынсарин. Можно сказать, что во многом эта работа заложила основы традиции литературного перевода в Казахстане, – продолжает знакомить с экспозицией Нургуль Сембаева.

На стендах экспонируются фотоснимки – портреты просветителя, фотографии с коллегами-учителями на открытии начальных школ. К слову, всего Ибрай Алтынсарин открыл четыре двухклассных центральных русско-казахских училища, одно ремесленное училище, первое в Казахстане женское училище, пять волостных школ и два училища для детей русских поселян, а также учительскую школу в Троицке, немного позже она была переведена в Оренбург.



– Алтынсарин считал, что центром образования должны стать школы, а профессиональный учитель – центральной фигурой в процессе получения знаний. В предисловиях к своим методическим разработкам он всегда обращался к муллам, светским учителям, говорил о том, насколько значима их роль в деле просвещения: именно через учителя ребенок приобретает знания, поэтому педагог должен быть чутким, терпеливым и внимательным в работе с детьми, – рассказывает главный специалист музея.

Наряду с раритетами из наследия Ибрая Алтынсарина в музейной экспозиции представлены экспонаты, которые знакомят с наследием его учителей и последователей. В их числе Спандияр Кобеев и Ахметказы Чутаев. 

– Всю свою жизнь они шли по стопам Ибрая Алтынсарина, учили детей по его методу, а Спандияр Кобеев развивал школу перевода. Также он вошел в историю как один из первых казахских романистов со своим произведением «Калым». Работая в школе, внедряя новые образовательные стандарты, они неоднократно повторяли главный завет Ибрая Алтансарина: квалифицированный учитель – это краеугольный камень всей системы образования, – продолжает главный специалист музея.
 
В год 180-летия Ибрая Алтын­сарина музей инициировал конкурс рисунков, посвященных наследию просветителя, конкурс чтецов произведений классика педагогической науки – школьники со всей республики присылают сюда свои работы. Самое популярное произведение на конкурсе чтецов – знаменитое стихотворение Алтынсарина «Кел, балалар, оқылық».



– С 2012 года в нашем институте прошли обучение свыше 73 тысяч педагогов и работников руководящих структур системы образования. Многие из них, будучи студентами, посвящали свои работы наследию Алтынсарина. И сегодня, в век стремительного развития технологий и онлайн-образования, личность Ибрая Алтынсарина по-прежнему служит для казахстанских педагогов примером беззаветной преданности благородному делу воспитания детей, – заключила директор РИПКСО.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0

Предыдущая статья

Следующая статья

×
$ 449.58  486.94  4.86
Алматы 16.2°