В Алматы обсудили исполнение Дорожной карты по улучшению экологии мегаполиса

В Алматы обсудили исполнение Дорожной карты по улучшению экологии мегаполиса
Источник фото: pixabay.com

На отчетной встрече в Алматы обсудили исполнение Дорожной карты по улучшению экологии мегаполиса, рассчитанной на 2020-2021 год.

В ходе мероприятия, организованного Департаментом экологии по Алматы, поднимались вопросы перевода ТЭЦ на газ, нехватки газа для общественного транспорта, посадки миллиона деревьев и другие. В ходе обсуждений оказалось, что для исполнения пунктов карты чиновникам необходимо дополнительное время.

По поводу перевода ТЭЦ главный инженер АО «АлЭС» Газий Исмухамбетов рассказал, что ТЭО по ТЭЦ-2 ушло на экспертизу и получило замечания, которые отработали, и 1 октября подали повторно на экспертизу. По его словам, также предусмотрено четыре варианта реконструкции ТЭЦ-2, при этом как основной рассматривается строительство новой станции на газе суммарной мощностью 550–600 мегаватт.

– Ждем заключения экспертизы к концу декабря, – сообщил главный инженер. – По ТЭЦ-3 еще идут тендерные процедуры по ТЭО, мы ожидаем получить документ к маю 2022 года. Там тоже планируется перевод станции полностью на газ. Эти оба проекта идут на снижение влияния теплоисточни- ков на атмосферу города.

При этом руководитель Департамента экологии по Алматы Коныспек Байедилов напомнил, что сначала Правительство РК утвердило объем финансирования в 98 миллиардов тенге. Затем эту сумму увели- чили до 131 миллиарда.

– И до сих пор неизвестно, какой из вари- антов перевода ТЭЦ на газ будет реализо- ван, – возмутился руководитель департа- мента.

Также он обратил внимание на то, что в количественном выражении число подключенных к газоснабжению сильно не изменилось.

– Первоначально предполагалось произвести реконструкцию существующих котлов, перевести их на газ, – пояснил Газий Исмухамбетов. – Теперь мы идем по более затратному варианту: строительство новой станции. Кроме того, в этом году у нас вступили в действие новые положения Экологического кодекса. Получается, что с точки зрения экологии предъявляются требования совсем другие, поэтому пришлось перестраиваться, в связи с чем произошло увеличение сроков рассмотрения этого проекта.

В свою очередь специалист Управления энергоэффективности и инфраструктурного развития ответил, что задержка с подключением идет, в частности, и из-за присоединенных к городу территорий. Хотя в последний раз новые территории присоединяли к мегаполису еще в 2014 году.

Говоря о розе ветров, заместитель руководителя Управления городского планирования и урбанистики Толеукан Исмаилов сообщил, что городской акимат выделил 179 миллионов тенге на научно-исследо- вательскую работу по разработке архи- тектурно-градостроительных методов для очистки воздушного бассейна мегаполиса с учетом ветрового режима на конкурсной основе. Тендер объявили 30 сентября, срок окончания приема заявок – 15 октя- бря этого года, а срок окончания работы – декабрь 2022 года.

– По окончании разработки в действую- щие правила застройки и проект деталь- ной планировки будут внесены соответ- ствующие изменения, – сообщил замру- ководителя. – Проект позволит развить государственную метрологическую сеть станций, уточнить нормативное значение по ряду метеорологических параметров, скорость распространения ветра, темпера- туру воздуха, ветровое давление и другое. Разработать карту ветрового режима для внесения изменений в Генеральный план Алматы. Также рекомендации для градостроительного, архитектурно-строительного проектирования мегаполиса для обеспечения регулирования ветрового режима в условиях застроенных территорий.

Эксперт Елена Ерзакович спросила, какой результат ожидать от Дорожной карты, если только в декабре следующего года она будет сделана?

Тем не менее, судя по отчету следующего управления, в мегаполисе все хорошо с озеленением.

Так, руководитель отдела мониторинга и управления зеленым фондом УЗЭ Алматы Олжас Джаныспаев рассказал о результатах полного аудита состояния зеленого фонда города: в нем насчитали более 2,6 миллио- на деревьев. С 2019 года площадь насажде- ний увеличилась с 6,4 до 7,7 кв. метров на человека. Что касается высадки миллиона деревьев, то руководитель отдела ответил, что программа завершается, и осталось совсем немного. Осенью должны высадить более 230 тысяч деревьев.

Он также сообщил о создании комиссии по озеленению городского ландшафта и о том, что в правилах обязательно нужно предусмотреть необходимость заказчика рассматривать планировку, исключающую вырубку деревьев при разработке эскизных проектов.

– Мы разработали правила и отдали их в курирующее министерство, – объяснил Олжас Джаныспаев. – Проект Правил содержания и защиты зеленых насаждений Алматы обсуждается на общественном совете мегаполиса уже год, и есть надежда, что до конца года он будет принят.

По информации Управления городской мобильности, в мегаполисе 149 марш- рутов общественного транспорта, 2000 автобусов, из них 33 процента – на эко- логическом топливе. В текущем году управление планирует закупить еще 300 газовых автобусов. При этом замести- тель руководителя Управления городской мобильности Сымбат Мырзагулов расска- зал о проблемах, с которыми столкнулись при переводе общественного транспорта на газ. В мегаполисе есть всего 6 газовых заправок, и на магистральном газопрово- де давление очень низкое, «КазТрансГаз Аймак» не может обеспечить давление, поэтому автобусы простаивают на заправ- ках до двух часов, плюс есть вопросы и к качеству газа.

Подводя итоги мероприятия, эксперты отметили, что если ранее для решения экологических проблем города все ждали проект нового Экологического кодекса, то теперь мы будем ждать новые подзаконные акты, дорабатывать имеющиеся документы. В это время Алматы будет продолжать застраиваться без учета розы ветров и других не менее важных параметров, призванных улучшить экологическую обстановку. А Дорожную карту придется, видимо, еще не раз продлевать.

Статья опубликована в № 125, от 16.10.2021 газеты "Воздушная тревога".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!