В Алматы появилась улица, носящая имя фронтовика Айткеша Толганбаева

В Алматы появилась улица, носящая имя фронтовика Айткеша Толганбаева

Айткеш Толганбаев вошел в историю как первый профессио­нальный казахский скрипач.

Его одаренность проявилась еще в раннем детстве, когда он стал воспроизводить на домбре сложные произведения. Консерваторию музыкант окончил уже зрелом возрасте, после Великой Отечественной войны и сталинских лагерей...

Новая улица появилась в Алатауском районе города. В честь этого события дочь маэстро – музыковед и общественный деятель Саулета Толганбаева провела творческий вечер «Памяти отцов». Участниками мероприятия стали коллеги и ученики музыканта. Они делились воспоминаниями о своем товарище и педагоге.

Саулета Толганбаева напомнила биографию своего отца. Айткеш Толганбаев (1924–1995) был родом из села Караул, что под Семипалатинском. Его родители ценили искусство – в доме бывал Шакарим, другие известные акыны.

– В своей книге воспоминаний «Исповедь судьбы» папа писал, что музыка окружала его с детства. Это были звуки степи – трели птиц, голос ветра. И, конечно же, в ауле звучала домбра.

Не было дома, где не владели бы этим любимым в народе инструментом, – сказала Саулета Толганбаева.

Видя стремление Айткеша учиться музыке, его старший брат Балтакай приобрел для него домбру, гармонь и гитару. Все эти инструменты мальчик освоил самостоятельно. Но особенно, по словам дочери музыканта, ему нравилась скрипка, которую брат по случаю купил в Семипалатинске. С тех пор подросток с ней не расставался.

На проводившейся в Семипалатинске олимпиаде художественной самодеятельности дарование Айткеша Толганбаева разглядел Латиф Хамиди. Композитора поразило, как, не зная нотной грамоты, мальчик исполнял сложные произведения. Выяснилось, что он слушал их по радио, а затем воспроизводил по памяти.

Композитор порекомендовал Айткешу отправиться на учебу в Алма-Ату, где к тому времени открыли Муздрамтехникум. В те годы там преподавали Ахмет Жубанов, Иосиф Лесман – последователь знаменитой Санкт-Петербургской скрипичной школы Леопольда Ауэра.

Айткеш Толганбаев поехал в Алма-Ату, поступил в техникум и через несколько лет успешно его окончил. Одаренному юноше прочили большое музыкальное будущее, но началась война.
Собираясь на фронт, он взял с собой скрипку.

– Как рассказывал папа, бойцов его подразделения практически безоружными отправили на Северный Кавказ. Между тем немцы были серьезно вооружены. Во время одного из ожесточенных боев его ранило, он потерял сознание, а очнулся уже в окружении врага, – рассказала дочь музыканта.

В плену Айткешу Толганбаеву сохранила жизнь скрипка: начальник концлагеря оказался меломаном, отнесся с сочувствием к музыканту – помог переправиться в тыл, в Германию.

Там Айткеш Толганбаев оказался в музыкальном подразделении Туркестанского легиона: пленные музыканты из республик Средней Азии ездили с концертами по немецкому тылу и оккупированным Германией территориям, играли для обычных слушателей. К слову, наряду с классическим репертуаром скрипач исполнял и казахскую музыку. Так музыкант рассказывал европейским слушателям о своей далекой родине и ее культуре.

Когда союзники открыли второй фронт, Айткешу Толганбаеву удалось бежать. Он присоединился к французскому Сопротивлению, а затем, по окончании войны, работал в советском посольстве в Риме.

– Папа мог остаться за рубежом, но его тянуло на родину, в Казахстан. Он вернулся и вновь оказался в лагерях, только уже в сталинских. Как и в Германии, выжить ему помогла скрипка – он играл в лагерном музыкальном коллективе, – поделилась Саулета Толганбаева.

Из сталинских лагерей удалось освободиться уже в годы «оттепели» – была снята судимость, появилась возможность вернуться на родину.

Приехав в Алма-Ату, Айткеш Толганбаев поступил в консерваторию. Начал учиться, когда ему было уже за тридцать, а окончил вуз в сорок лет.

– Папиной дипломной работой стал скрипичный концерт Чайковского: услышав его юношей, он дал себе слово, что когда-нибудь исполнит эту музыку со сцены. Так, пройдя сквозь жестокие испытания, он смог воплотить свою мечту, – сказала Саулета Толганбаева. 

При этом дочь музыканта добавила, что трудности отца не закончились в мирное время, шлейф «врага народа» тянулся за ним долгие годы. И только уже в период независимости Казахстана он смог добиться полной реабилитации.

После окончания консерватории Айткеш Толганбаев концертировал и преподавал.

Заслуженная артистка Казахской ССР, балерина и педагог-репетитор Людмила Рудакова отметила, что война и другие тяжелые испытания, выпавшие на долю народа, породили сильных духом людей. Они не озлобились, а, наоборот, стали примером чести и достоинства.

На вечере были продемонстрированы кадры фото- и видеохроники, посвященные жизненному и творческому пути Айткеша Толганбаева, а также скрипичные произведения в исполнении первого профессионального казахского скрипача.

Статья опубликована в  №48–49, от 07.05.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Первая скрипка".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!