В Алматы впервые состоялся уникальный музыкально-образовательный проект – Международная академия деревянных духовых инструментов

В Алматы впервые состоялся уникальный музыкально-образовательный проект – Международная академия деревянных духовых инструментов
Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

В течение пяти дней на базе Казгос­филармонии имени Жамбыла и Казахской национальной консерватории имени Курмангазы проводилась Международная академия деревянных духовых инструментов.

Это практические мастер-классы для музыкантов от педагогов и ведущих солистов из разных стран – Сон Хён Чо (Южная Корея; флейта), Томаса Хатчинсона (Новая Зеландия, Франция; гобой), Романа Люка (Германия, Франция; фагот) и Джованни Пунци (Италия; кларнет), а также нашего соотечественника, известного флейтиста Ержана Кушанова.

Выпускник Казахской национальной консерватории имени Курмангазы и Парижской высшей национальной консерватории музыки и танца, артист Казгосфилармонии имени Жамбыла, концертмейстер группы флейт Государственного академического симфонического оркестра РК имени Толепбергена Абдрашева, лауреат престижных международных конкурсов Ержан Кушанов является автором идеи и художественным руководителем данного проекта. По его инициативе в апреле этого года состоялась Флейтовая академия, которая осенью расширилась до международного проекта, включающего все деревянные духовые инструменты, кроме саксофона.

– Этот проект состоялся благодаря главному организатору – Казахской государственной филармонии имени Жамбыла при поддержке Министерства культуры и спорта РК, а также благодаря Фонду имени Батырхана Шукенова в лице директора Наргиз Шукеновой и проектного менеджера Камилы Нарышевой, – рассказал «Вечёрке» Ержан Кушанов. – Очень важно отметить, что проект был организован при поддержке наших партнеров – Гёте-Института в Казахстане, Казахской национальной консерватории имени Курмангазы, Французского альянса, посольства Франции в Казахстане. Я хочу добиться мирового уровня исполнительства в Казахстане, чтобы молодые музыканты нашей страны получали те знания, которые существуют на Западе на протяжении многих столетий. В Казахстане классическая музыка развивается с начала ХХ века. Хочется, чтобы была возможность не только перенимать опыт у топовых музыкантов, но и создавать партнерство, международные связи с разными исполнителями и организациями, чтобы и Казахстан, в свою очередь, вносил свою уникальность в развитие классической музыки на мировом уровне.

По словам Ержана, увидев, что Флейтовая академия очень востребована, организаторы и партнеры предложили ему расширить проект, добавив другие деревянные духовые инструменты.

– Все приглашенные музыканты – это мои друзья, коллеги, с которыми я учился во Франции, стажировался в Германии, встречался на конкурсах, – говорит художественный руководитель академии. – Все они очень востребованные музыканты и имеют хорошие позиции в сильнейших оркестрах мира. Было много сложностей с тем, чтобы они смогли приехать к нам. Например, Сон Хён Чо был в командировке в Италии, где возглавлял жюри престижного международного конкурса, после этого вылетел к себе в Корею, где пробыл всего лишь девять часов. После чего ему пришлось лететь в Алматы, то есть график у него очень плотный. То же самое с итальянцем Джованни Пунци, он был в Польше, вернулся в Италию, оттуда взял рейс в Алматы – и все в короткие сроки. От нас наши гости вернутся домой, а дальше их ждет работа, концертное турне и так далее. В Казахстане они впервые, и мне очень нравится тот факт, что для них академия является возможностью открыть для себя нашу страну. Я считаю, что они отлично провели время не только на профессиональном уровне, но и на культурном, здесь их встретили должным образом, создали комфортные условия, чтобы у наших гостей остались наилучшие впечатления о Казахстане в целом и о нашем проекте в частности.

– Смогли ли вы приблизиться к цели, которую поставили?

– Я бы сказал, более чем приблизились. За эти пятидневные мастер-классы уровень участников заметно вырос. Цель заключалась не просто в их участии в мастер-классах, а в том, чтобы мы создавали свое профессиональное сообщество. Мы достигли хорошего результата, потому что все уроки проходили коллективно, у нас были лекции на темы: «Как готовить трости?», «Что такое исполнительство?», «Как продвигать себя на мировом уровне?», нам задавали вопросы, вовлеченность была очень хорошая, приехали люди из других регионов. Были не только активные участники, но и вольные слушатели. К нам приезжали из Костаная, Павлодара, Караганды, Астаны и других регионов, среди участников и вольных слушателей были профессиональные музыканты, которые работают в различных оркестрах и учреждениях. Отбор проходил на конкурсной основе – на каждый инструмент по 10 человек, всего 40 участников, но заявок было гораздо больше. Одну заявку на флейту подали из России, хотя мы рассчитывали только на казахстанский рынок, но каким-то образом информация дошла до соседней страны, это очень радует и, я считаю, показывает отличный результат. В Европе такие проекты существуют только на платной основе. Наша задача была полностью организовать академию на бесплатной основе как для активных участников, так и для вольных слушателей, чтобы поднять мотивацию у наших музыкантов. 

Международная академия деревянных духовых инструментов завершилась гала-концертом с участием Ержана Кушанова и иностранных гостей, выступивших в сопровождении Государственного академического симфонического оркестра РК, которому недавно было присвоено имя народного артиста Казахстана Толепбергена Абдрашева. Дирижировал оркестром заслуженный деятель РК Нуржан Байбусинов. Ержан Кушанов представил Пасторальную венгерскую фантазию для флейты и фортепиано Франца Доплера, переложенную для оркестра. Иностранные гости сыграли концерты с оркестром: Сон Хён Чо – ре мажор для флейты Вольфганга Амадея Моцарта, Томас Хатчинсон – концерт для гобоя H.353 Богуслава Мартину, Роман Люка – фа мажор для фагота Карла Марии фон Вебера, Джованни Пунци – соль минор для кларнета Юлиуса Рица. Два произведения из них – для гобоя и кларнета – были исполнены в Казахстане впервые.

В начале вечера директор филармонии имени Жамбыла – заслуженный деятель РК Акан Абдуалиев подарил иностранным гостям чапаны и вручил им благодарственные письма. Он сообщил зрителям, что на следующий год филармония планирует провести академию струнников и медных духовых инструментов.

Присутствовавший на гала-концерте Бауыржан Шукенов, представляющий фонд имени Батырхана Шукенова, отметил, что когда не только Министерство культуры или учреждения, а сами музыканты принимают участие в организации таких проектов и налаживают горизонтальные связи с зарубежными коллегами, это позволяет молодым артистам совершенствоваться, выходить на мировой уровень, что очень ценно.

Статья опубликована в  №140, от 26.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Учиться, играя".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!