Как в Национальном русском театре драмы им. М. Лермонтова совершенствуют мастерство сценической речи

Источник фото: Фото предоставлены Национальным русским театром драмы им. М. Лермонтова
Источник фото: Фото предоставлены Национальным русским театром драмы им. М. Лермонтова

В каждой профессии есть свои специфические навыки, и чтобы их поддерживать и развивать, нужно постоянно учиться.

Коллектив откроет двери для зрителей в сентябре, но актеры уже на работе, идут репетиции спектаклей предстоящего сезона. Параллельно артисты совершенствуют свои профессиональные навыки, в частности сценическую речь, которая является одним из главных актерских инструментов.

Для того чтобы содержать его в порядке, в театре организуются профессиональные тренинги, для работы с коллективом приглашаются преподаватели из ведущих российских творческих вузов. 

Как подчеркивает директор театра, заслуженный деятель РК Юрий Якушев, такие тренинги необходимы: периодически даже опытный актер должен возвращаться к предметам первого курса театрального вуза, чтобы постоянно находиться в форме. 

– В каждой профессии есть свои специфические навыки, и чтобы их поддерживать и развивать, нужно постоянно учиться. Всем известно, что в бизнес-структурах проводятся профессиональные мастер-классы, которые ведут подготовленные коучи. То же самое существует и в творческих коллективах. Возможно, в театре такие семинары стали проводиться намного раньше, чем в других сферах человеческой деятельности, потому что актерский тренинг – это стержень театрального дела, – рассказал директор театра.

Актерское мастерство, напомнил он, складывается из множества профессиональных навыков – умения двигаться на сцене, быть пластичным, уметь носить одежду разных эпох и атрибуты к ней – от веера до шпаги. 

– Однако основа всех этих навыков – речь. Если ее не тренировать, актер станет неспособен доносить мысль до зрителя, который может просто не расслышать сказанного со сцены, потому что у актера будет каша во рту, – объяснил специалист. 

Юрий Якушев подчеркнул, что тренинги по сценической речи особенно необходимы вчерашним студентам: сегодня в театральных вузах наблюдается нехватка специалистов по этому предмету, в результате выпускники приходят в театр не совсем подготовленными. 

– У всех людей существуют свои речевые особенности: у одних очень тихий голос, у других, наоборот, громкий, есть люди, не выговаривающие какие-то звуки, есть те, кто картавит или говорит с прононсом. В обычной жизни на это не обращают внимания, но в театре, на сцене это сразу будет заметно, – пояснил директор театра.

По его мнению, чтобы будущие актеры понимали важность работы со словом как с актерским инструментом, им просто необходимо участвовать в таких тренингах. 

– К слову, на тренинг по сценической речи мы пригласили не только театральных профессионалов и будущих актеров, но и режиссеров, студентов творческих вузов, – информировал Юрий Якушев.

В занятия по сценречи входят постановка голоса, дикции, освоение норм орфоэпии и логико-интонационных закономерностей устной речи. Для того чтобы опробовать это на практике, существуют специальные упражнения, а также игры. 

– Если посмотреть на занятия по сценической речи со стороны, а еще лучше поучаствовать в них, то можно убедиться, что это очень интересное дело. В оригинальных упражнениях, играх оттачивается профессиональное мастерство, – отметил директор театра. 

Для проведения мастер-классов и тренингов театр приглашает профессионалов из ведущих мировых театральных вузов, в их числе РАТИ-ГИТИС (Москва), РГИСИ (Санкт-Петербург). Такие тренинги удается организовывать благодаря некоммерческим организациям – Союзу театральных деятелей РФ, Ассоциации русских театров зарубежья. 

– Для нас такие семинары стали уже сложившейся практикой, к нам приезжают профессионалы высокого уровня, которые за небольшой временной промежуток успевают многое дать нашими актерам и, в частности, вчерашним выпускникам. Благодаря тренингам молодые актеры подходят к репетициям ролей осознанно, грамотно используя свой речевой аппарат. 

В этом месяце с актерами театра и студентами занимался петербургский специалист Дмитрий Кошмин. Молодой педагог убежден, что театр – это увлекательное занятие, но только в том случае, если актер профессионально подходит к своему делу. 

– Часто, приходя в институт, я вижу, что ребята начинают заниматься за полчаса до начала пары, это говорит о том, что они любят свое дело, стремятся стать профессионалами, что заслуживает уважения. Когда будущему актеру начинает открываться профессия, то он уже не может без нее. Театр – дело увлекательное, но только в том случае, если стремиться все делать по театральной науке и любить сцену, – ранее делился с журналистами актер и педагог. 

Завершая беседу, Юрий Якушев подчеркнул, что предстоящий сезон для театра особенный – 11  февраля будущего года исполнится 100 лет со дня рождения народного артиста, Героя Труда Казахстана Юрия Померанцева (1923–2022). 

– Лучшая память великому актеру – продолжение театральных традиций, профессиональное служение театру, чему, среди прочего, способствуют наши тренинги, – резюмировал Юрий Якушев.

Статья опубликована в  №94, от 16.08.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Искусство слова".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 448.56  478.03  4.79
Алматы 11.7°