В пешей доступности

В пешей доступности

Управление городского планирования и урбанистики презентовало алматинцам идеи по созданию новых пешеходных пространств города.

По словам городских проектировщиков, в период пандемии стало особенно видно, что городская среда играет важную роль в жизни каждого человека. Из-за пандемии у жителей города возникла потребность в общественных пространствах шаговой доступности с большим числом зеленых насаждений, новых пешеходных маршрутах по городу для максимального пребывания на свежем воздухе. На сегодня в городе фактически имеются 110 прогулочных пешеходных зон общей протяженностью 54 км. И город планирует дальше развивать создание новых общественных пространств, как в центральной части, так и в районах Нового Алматы.



Одним из самых больших планов станет проект преобразования территории вдоль автомобильных дорог от международного аэропорта до парка Первого Президента протяженностью 25 км по следующим основным улицам: Майлина – Бухтарминская – Кульджинская – ВОАД – Аль-Фараби. Основная идея проекта – это создание единого пешеходного каркаса города, который бы соединял два противоположных района города в виде комфортных городских пространств, зеленых парковых зон и аллей, велосипедных дорожек и тротуаров. Проект благоустройства по ул. Майлина – от международного аэропорта до ул. Бухтарминская площадью 10,5 га, предполагает благоустройство от фасада до фасада существующих домов с учетом требований дизайн-кода по формированию архитектурного облика данной улицы. Протяженность дороги – 1.5 км. Планируется непрерывная тротуарная и велосвязь с двух сторон улицы. Для безопасного передвижения пешеходов в районе моста р. М. Алматинка – Майлина, где тротуарная часть очень узкая, планируется  организовать дополнительный пешеходный мост. Проект по ул. Бухтарминская – от ул. Майлина до Кульджинского тракта площадь благоустраиваемого участка составляет 12,3 га. Протяженность дороги – 3 км. Непрерывная тротуарная часть шириной 2.25 м и велодорожка шириной 2 м предусмотрены с двух сторон дороги. Общая  площадь планируемых пешеходных покрытий – 39207 м2, озеленение 225 кв.м. Проект по Кульджинскому тракту – от ул. Бухтарминская до ВОАД благоустраиваемый участок здесь составляет 11 га, непрерывная тротуарная и велосвязь с двух сторон протяженностью 1,6 км. Общая площадь планируемых пешеходных покрытий, лестниц и пандусов  – 28 429 м2 и озеленением 472 кв.м. 

Проект по ВОАД – от Кульджинского тракта до пр. Аль-Фараби – благоустраиваемый участок составляет 15 га. Протяженность дороги составляет – 3.2 км.  В настоящее время по данной скоростной трассе тротуарная часть прерывается местами, местами даже отсутствует, создавая небезопасное передвижение людей по проезжей части. Здесь предусматривается  тротуар шириной 2.25 м и велодорожка по линии САП. Общая проектная площадь планируемых пешеходных покрытий – 10 525 м2. 

Проект по пр. Аль-Фараби – от ВОАД до парка Первого Президента протяженностью 8,6 км. Общая площадь благоустраиваемого участка составляет 70 га площадью планируемых пешеходных покрытий 58 427 м2 и досадкой 4346 деревьев. По данной улице пересекаются реки Б. Алматинка и Есентай, где создаются паркур-зоны с благоустройством подмостового пространства и самой набережной зоны. Максимальная ширина тротуара 2.25 м и велодорожки – 2 м. 
В рамках продолжения развития пространств для людей рассматриваются проекты 7 улиц в центральной части города. 

Концепция ул. Сатпаева – важной транспортной и пешеходной артерии, которая обладает большим потенциалом для создания общественного пространства. Общая длина проектируемого участка 3,9 км. Основными проблемами улицы является ее чрезмерная ширина (от Достык до Назарбаева), когда-то она использовалась для проведения парадов военной техники, сейчас такой необходимости нет, но есть необходимость создания комфортных городских пространств, расширения тротуара, озеленения. 

Концепция пр. Достык. Благоустройство и улучшение пр. Достык для пешеходов продолжится во втором этапе реконструкции. Два года назад был сделан ремонт нижней части проспекта от ул. Казыбек би до пр. Абая. Следующий этап – это реконструкция от пр. Абая до пр. Аль-Фараби. 

Концепция пр. Сейфуллина – это одна из наиболее загруженных улиц, которая до недавнего времени была самой длинной в городе, имеет общую длину 13,5 км, соединяет множество важных городских и локальных центров. В проекте реконструкции разрабатываемый участок длиной в 3,5 км от пересечения с ул. Сатпаева до пр. Райымбека. Принимая во внимание большое количество коммуникаций под улицей, троллейбусные сети, дефицит пространства на дороге, имеющей всего 4 полосы без возможности их расширения, и относительно узкий профиль улицы – будут разработаны проектные решения с минимальным вмешательством в проезжую часть, основной акцент будет сделан на благоустройстве тротуаров, применении дизайн-кода города к фасадам уличного фронта. 

Концепция благоустройства пр. Райымбека. В данный момент это один из самых сложных городских проспектов, вдоль которого расположены промышленные территории, складские и торговые объекты и объекты инфраструктуры. Большое количество маршрутов общественного транспорта проходит через этот участок дороги. Основной задачей является улучшение и благоустройство северной стороны пр. Райымбека ввиду большего количества торговых объектов и крупных остановочных комплексов: кроме того, отмечается недостаток зеленых насаждений и тени в летнее время. Поворотная развязка и переход через нее на пересечении с ул. Пушкина и слабо контролируемый пешеходный поток через проспект создают проблемы пешеходам ввиду длительного ожидания светофора. Проект рассмотрит возможность организации уличных переходов с переосмыслением внеуличных пешеходных переходов. Также будут учтены рекомендации дизайн-кода города к фасадам и тротуарной части. Преображение променадной зоны включает в себя замену покрытия на брусчатку, посадку зеленных насаждений и живой изгороди для шумоизоляции.

Концепция ул. Пушкина. Зеленая аллея ул. Пушкина связывает важные торговые, культурные и транспортные точки. ЦКР или Зеленый базар является объектом притяжения городского масштаба. Таким же объектом притяжения является центральная городская мечеть. Основной концепцией пространства станет реорганизация дорожной сети – на пересечении ул. Пушкина, ниже ул. Макатаева появится новая городская площадь, которая может служить местом отдыха и встреч горожан, проезд по ул. Пушкина примет свой прежний вид, который был больше 20 лет назад изменен для того, чтобы создать место для хаотичной парковки. Функционально площадь станет продолжением аллеи по центру улицы Пушкина. 

Концепция ул. Мусрепова. Длина улицы, пролегшей между государственным цирком и развлекательным парком «АЙЯ», составляет 380 метров. Отсюда и родилась концепция – улица-календарь: 365 дней, 12 месяцев, 4 сезона. 

Вся длина улицы будет поделена поперечными линиями на 365 частей, каждая по метру шириной, и вымощена натуральной брусчаткой из семи разных видов камня.

На каждой из поперечных линий будет бронзовая табличка с подсветкой, с цифрами, обозначающими день. Через каждые 30-31 день – более крупная табличка с обозначением месяца. 

На «территории» каждого месяца будут расположены уникальные функциональные арт-объекты (для спорта, для детей, для селфи, для астрономии, для загадывания желаний, от дождя, от солнца и прочее).

Также на территории каждого месяца будет организована зеленая зона.

Почему были выбраны эти улицы?

Если посмотреть карту реконструированных улиц центра, то можно увидеть как создание пространств двигается от центра к окраинам города, улучшая городскую среду в центре города. 

Пр. Сейфуллина, переходящий в пр. Райымбека, который соединяется с ул. Пушкина, через парк с ул. Казыбек би и пр. Достык. Достык в свою очередь пересекается с ул. Сатпаева, который соединяет маршрут в кольцо на пересечении с пр. Сейфуллина. Ул. Сатпаева доходит до р. Есентай и бульвара Мусрепова, которые планируют реконструировать в ближайшее время. Взяв в кольцо центральную, историческую часть города.


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!