В преддверии Дня города мегаполис украсился необычными арт-объектами

Алматы в очередной раз подтверждает звание культурного центра.

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

В рамках фестиваля Artbat Fest он превратился в галерею под открытым небом.

Во время экскурсии по территории фестиваля современного искусства Artbat Fest журналисты ознакомились с различными скульптурами, ART-произведениями, муралами и временными инсталляциями, а также смогли получить подробную информацию о художниках и их творческих концепциях.

– Это уже одиннадцатый Artbat Fest в нашем городе, который мы основали вместе с моим отцом 14 лет назад. Фестиваль уделяет огромное внимание социальному компоненту: искусство без какой-либо третьей агентности, которое открыто для людей, для всего города. Он проходит бесплатно для всех. Это не только паблик-арт, но также выставки, сильный образовательный блок с различными лекциями и обсуждениями, – рассказал арт-директор Artbat Fest Владислав Слудский. В этом году главной темой фестиваля стал антропоцен и его критика. Через искусство участники хотят показать ту грань, когда человек может быть гармоничным союзником природы или влиять на нее так сильно, что вызывает какие-то необратимые процессы. Например, в 2020 году люди перешли рубикон, когда количество сделанных на Земле вещей превысило объем всей биомассы на планете. К этим проблемам не остались равнодушны и художники.

Так, вопрос глобального загрязнения пластиком совершенно необычно подняла Сауле Сулейменова. В сквере по улице Байсеитовой на пересечении с проспектом Абая в рамках фестиваля установлено новое монументальное произведение Yellow Blue Bus (в высоту более четырех метров, в длину – 12 метров), выполненное в уникальной технике «целлофановой живописи» и полностью сделанное из пластиковых пакетов, часть которых художнице помогали собирать жители Алматы.

– Это способ найти в пластиковых пакетах поэзию, переизобрести эстетику мира, где деревья и птицы больше не являются единственными представителями природы. Это также живопись без живописи, где нет холста и не используются кисти, акрил или масло. Работа рассказывает про матрицу городов, его жителей, автобусные маршруты и о покрывающей все это любви, – делится автор произведения.

В этом году на улицах города также появились невидимые инсталляции. Впервые в рамках Artbat Fest внедрена система AR – когда некоторые произведения можно увидеть только с помощью технологий, сканируя телефоном QR-код.

Одна из таких «невидимок» установлена напротив театра имени Лермонтова. Работа Сакена Нарынова «Дерево жизни» удивительна тем, что остается недоступной взору, пока на помощь не приходят современные технологии.

– Искусство, природа и наука образуют неразделимую сферу интересов Сакена Нарынова. Многие его произведения направлены на изображение умозрительных вещей, скрытых от человеческого глаза, таких как бесконечно малая молекула или бесконечно великая галактика. Размышляя о взаимосвязи науки и природы, художник решает соединить биологический природный объект и умозрительную формулу. Смысловым и композиционным центром инсталляции выступает вечнозеленое дерево – голубая ель, – поясняют кураторы.

Еще одно произведение дополненной реальности представила Лорен Моффар. Ее работа Reverse Dive в буквальном смысле оживает на экране смартфона. Прямо в центре улицы появляется гигантское существо из растений.

Художница предлагает новую трактовку сложных отношений между человеком и природой. Работая с перспективой и масштабом, она представляет персонаж, созданный из цветов, который складывается в живой монументальный коллаж. Зрители могут взаимодействовать с проектом с помощью специального портала, оставаясь при этом в нецифровой реальности.

Есть и почти съедобные скульптуры. Монгольский автор Бехбаатар Энхтур создал композицию из трех волков из железа, гипса и пчелиного воска. Арт-объекты так ароматно пахнут медом, что в первую же ночь, после того как их установили, ктото отгрыз одному из волков уши. Организаторы, конечно, пообещали доделать бедному зверю недостающие части.

– Это тоже своего рода взаимодействие людей с искусством, – улыбается наш гид по городской экспозиции Владислав Слудский.

А вот работу Айганым Мухамеджан, в которую входит дерево из Шу, веревка, металл и оградильная лента, некоторые горожане не поняли. Вероятно, подумав, что тут проходят какие-то ремонтные работы, решили идти напролом, сорвав ленту. Благо восстановить инсталляцию оказалось совсем несложно.

Работу в буквальном смысле космического масштаба представил Рафаел Варгас-Суарес из НьюЙорка. Он поднял проблему загрязнения не только планеты, но и космоса. Стены арт-объекта знакомят зрителей с формулами падения на землю космических обломков, а также украшены частями настоящего космического мусора, который собирался в степях Казахстана. Это первая в мире уличная скульптура с использованием реальных следов пребывания человека за пределами Земли.

Всего в рамках фестиваля в настоящее время установлено 17 работ. Но, как говорят организаторы, это не постоянное количество. Некоторые объекты временные и скоро будут убраны, а другие еще появятся в разных точках мегаполиса.

Возле каждой арт-инсталляции установлены боксы с описанием работы, пояснением задумки автора. Также здесь имеются специальные QR-коды, которые ведут на интернетресурс с анкетой горожанина, где каждый желающий может высказать свое мнение о том, насколько интересно ему такое искусство и как важны подобные проекты для культурного кода города.

Автор Наталья ГЛУШАЕВА

Статья опубликована в №110 от 16.09.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Искусство из космоса»

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 439.43  473.31  4.82
Алматы 15.1°