«Вечерка» продолжает знакомить читателей с ровесниками независимости страны

«Вечерка» продолжает знакомить читателей с ровесниками независимости страны

Государство проводит большую работу по поддержке молодежи, созданию условий для реализации ее потенциала .

За 30 лет независимости Казахстан достиг больших высот. Глава государства Касым-Жомарт Токаев, обозначил следующие главные цели четвертого десятилетия – сильное государство и конкурентоспособная нация. 

«Вечерка» продолжает знакомить читателей с ровесниками независимости страны, вносящими лепту в ее укрепление и развитие.

Талгат Килыбаев, стипендиат постдокторской программы КазНПУ имени Абая (PhD, социолог):


– За 30 лет независимости мы достигли многого в разных областях науки. Хотя мы не придумали социальные сети, не разработали электромобили, не построили самое высокое здание в мире, у нас есть самое главное – это стремление. 
Малыми шагами мы достигаем своей цели в научном мире. Наша молодежь сейчас стажируется и работает в таких гигантах скопления научной мысли, как Google, NASA и других корпорациях.

Работая в сфере образования, я вижу, как государство в лице Министерства образования и науки вливает колоссальные финансовые средства в образование и науку. К слову, создание Назарбаев Интеллектуальных школ позволило внедрить Кембриджскую систему образования и транслировать ее во все школы республики. А создание современных научных лабораторий в университетах, приглашение зарубежных специалистов, реализация программ обмена студентами и многие другие решения позволили нашим вузам подняться на совершенно новый уровень. Да, есть недостатки и трудности, однако и они являются стимулом для дальнейшего совершенствования системы образования.

 Наш Елбасы не раз говорил, что развитые азиатские страны, такие как Сингапур, Малайзия, являются примером технологического прогресса и научного прорыва. Мы должны стремиться к этому. Для этого в нашей суверенной стране есть все: вузы, программы, возможности. Необходимо лишь стремление и понимание того, что ключевым фактором конкурентоспособности страны в будущем станут человеческие ресурсы – человеческий капитал. Двигателем и основной ценностью любого развитого государства на сегодняшний день является образованный, коммуникабельный, высококомпетентный в своей работе человек. Поэтому я считаю, что формирование конурентоспособного индивида должно начинаться со школьной скамьи. 

В нашей независимой стране путь к благополучию народа лежит через сильное образование и науку.

Во-первых, я думаю и уверен, что наука должна двигаться вместе с бизнесом/работодателем. Зарубежный опыт показывает, что в процесс образования нового специалиста должны быть вовлечены все заинтересованные стороны: студенты, вуз, родители, работодатели. Полученные знания должны реализоваться точно по маршруту. Иначе говоря, побороть тенденцию «работать не по специальности» будет очень сложно. Для решения данной проблемы, конечно же, помогут наши ученые, которые должны тесно работать с работодателем, определять, кого именно хочет видеть рынок труда в ближайшие несколько лет.

Во-вторых, необходимо повысить материальное благополучие ученых, которые без оглядки на социальные нужды могли бы работать на все 100%. Отток умов – это проблема не только Казахстана, но всех развивающихся стран. Одним из факторов удержания перспективных ученых, по моему мнению, является повышение их стабильного заработка.

Я, как молодой ученый, верю, что в ближайшем будущем Казахстан будет в числе стран, обладающих высоким научным потенциалом в ключевых отраслях развития страны. В дополнение к этому мы не должны забывать о своей культуре и духовности. Наряду с развитием науки и технологий, мы должны сохранить свой национальный код, как это делают Южная Корея и Япония. 

В современном цифровом обществе, частью которого уже является Казахстан, есть поколение цифровых кочевников (Digital nomads). Это люди, использующие цифровые технологии для выполнения своей профессиональной работы и ведения мобильного образа жизни. Среди них мы, люди, занимающиеся наукой, превратились в цифровых ученых, имеющих возможность выходить в глобальное научное пространство, масштабно мыслить, делиться знаниями и опытом со всем миром. Превращая в реальность Цели устойчивого развития ООН, мы должны воспитывать и растить глобального гражданина, который будет думать и переживать не только за свою страну, но и за весь мир.

Светлана Белоус, старший преподаватель кафедры истории Казахстана имени академика Садыкова, PhD (доктор философии по специальности «история») КазНПУ имени Абая:


– Сегодня все историки страны зинтересованы в том, чтобы суметь создать фундаментальные исторические труды и дать профессиональную оценку прошлому нашего государства. Наша задача – пересмотреть многие вехи, изучить «белые пятна» в истории Казахстана и дать им объективную оценку с точки зрения современных подходов. Сегодня как никогда актуально формирование исторического сознания граждан. Именно на этом сделал акцент Глава государства в своей статье «Независимость превыше всего». 

 Меня очень заинтересовало направление устной истории, которым я сегодня активно занимаюсь в рамках деятельности центра «Айтылған тарих». Поворот к человеку в исторических исследованиях обеспечивается во многом благодаря инструментарию устной истории. Устная история предлагает новые подходы в исследовании прошлого – через изучение массового и индивидуального исторического сознания населения, механизмов исторической памяти. Данное направление очень актуально, мы можем это наблюдать, обратившись к тому, как много сегодня публикуется интервью самых разных вариаций. 

Огромное удовлетворение от работы получаешь тогда, когда видишь живой интерес детей, их стремление узнать что-то гораздо большее, чем это предполагает учебная программа. 

Для меня очень важно и символично, что сегодня я работаю в первом педагогическом вузе страны, поскольку преподавание считаю делом всей своей жизни. Думаю, студентам нравится со мной работать, я с ними разговариваю на их языке. Это, конечно, не значит, что стоит использовать молодежный сленг, но нужно доносить информацию и точно знать, что тебя поняли. Сегодня формируется такая образовательная среда, в которой процесс обучения упрощается, нет четкой границы, которая затрудняет установление контакта. Я стараюсь работать индивидуально с каждым студентом, раскрываю его потенциал, формирую необходимые для жизни навыки через призму истории. Современные ученики и студенты во многом отличаются от предыдущих поколений, они амбициозны, открыты всему новому и не боятся поражений. Задача педагогов – разжечь это стремление еще больше, не только привить интерес к знаниям, но и направить всю их энергию и потенциал в благоразумное русло.

Мою ежедневную деятельность сложно назвать рутиной. Это тот случай, когда ты постоянно вовлечен в самые разные формы работы и все они без исключения доставляют тебе радость. Это может быть выступление на конференции, подготовка к занятию в библиотеке, обсуждение со студентами актуальных историографических направлений или же просто исторического события, описанного в художественном произведении и т.д. 

Сегодня быть молодым преподавателем истории невероятно увлекательно. Я стараюсь быть педагогом новой формации, которого не боятся учащиеся, к которому тянутся за знаниями. Мне бы хотелось изжить стереотип о том, что преподаватель – это скучный, занудный и вечно уставший заложник своей работы. Модернизация общественного сознания проявляется сегодня, прежде всего, через свободу мыслить и возможность реализовывать себя.

На мой взгляд, мы должны стремиться к освоению новых технологий – эффективных инструментов, помогающих создать школу и вуз будущего. Сегодня осуществляется активный переход на онлайн-формат, появилось большое количество всевозможных платформ, что в моей сфере проявилось в значительной степени, поскольку нужно идти в ногу со временем. Я провожу открытые онлайн-лекции, стараюсь регулярно делать публикации в своем Instagram и на странице Facebook, создала свой YouTube-канал с видеоконтентом об обучении и науке как стиле жизни. В публикациях я затрагиваю вопросы исторической науки, литературы и искусства. Делюсь полезными лайфхаками для подготовки к ЕНТ по истории и обществознанию. 

Считаю, что сегодня молодому поколению дано столько возможностей, что просто глупо их не использовать. Главное, верить в себя, помнить о поддержке близких людей и всегда стремиться вперед, ставить перед собой новые цели. Постоянная работа над собой обязательно рано или поздно даст свои плоды. 

Статья опубликована в №58, от 15.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Время больших 
возможностей".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!