Живые души: алматинцы провели митинг в защиту прав животных

В алматинском парке имени Махатма Ганди прошел мирный митинг, посвященный защите прав братьев наших меньших, а конкретно – принятому закону «Об ответственном отношении к животным» и подзаконным актам к нему. Санкционированный митинг состоялся с разрешения акимата Алматы. 

Мнения зоозащитников

В Казахстане 3 марта вступил в силу подписанный Главой государства Касым-Жомартом Токаевым Закон «Об ответственном обращении с животными». Новый закон запрещает убивать выловленных животных. Но таким образом изолятор временного содержания (единственный в городе) быстро переполнится, а в частных приютах для бродяжек уже нет мест. Чтобы решить эту проблему, уже создали проект нового изолятора, который был бы разделен по зонам, но для него финансирования в бюджете нет. Поэтому зоозащитники считают, что у закона множество дыр: он принят, а нормативно-правовые акты – нет. Кроме того, в готовящихся актах существует множество противоречий.

В парке Ганди собралось больше сотни человек, чтобы заявить о проблемах бездомных животных. Некоторые были со своими питомцами. В толпе скандировали: «Остановите убийство животных! Стоп! Стоп!», «Нам нужен приют!», «Нам нужны вакцинация и стерилизация!». По парку проехала колонна байкеров объединения Express Delivery Club с транспарантами и призывами защитить бродячих животных.

Организатором санкционированного митинга выступил частный фонд защиты животных Taimas. Его директор Наталья Шамсудинова считает, что государство должно уделить зоозащите больше внимания.

– Наши основные требования – это строительство государственного приюта для отловленных животных. Частных приютов у нас очень много, но они перебиваются с копейки на копейку, сборов катастрофически не хватает, – отметила Шамсудинова.

Одной из наиболее обсуждаемых тем стала проблема нападения собак на людей. Решить ее, говорят митингующие, довольно просто. 

– Хозяева должны нести ответственность: если вы знаете, что ваша собака может кинуться, вы обязаны надеть намордник и, в случае чего, заплатить штраф, – сказала директор фонда Taimas. Она добавила: собак просто нужно кормить. 

– Если собака здоровая, то поставьте кормовую базу, где она может поесть и попить. Если она принесла щенят, это не значит, что нужно звонить волонтерам и в отлов. Нужно учиться сосуществовать с ними. И тогда собаки не будут сбиваться в стаи, они будут сытые и излюбленные, как, например, в Турции. Не трогай собаку – и она никогда не тронет тебя, если она, конечно, сытая, – подчеркнула Наталья Шамсудинова.

Зоозащитник Сергей Снегирёв полагает, что в нападении собак на людей вина лежит на государстве, которое игнорирует решение очевидных проблем с бродячими животными.

– Принятый закон в среднесрочной перспективе решит этот вопрос, но реализации этого законопроекта препятствуют чиновники, которые очень долгое время были участниками теневых схем в части регулирования животных. Мы боремся не только с жестоким обращением с животными, мы боремся и с коррупцией. С горем пополам мы добились того, чтобы государство выделяло деньги на поддержку зоозащиты, но, когда мы пытаемся их получить, бюджет уже уходит «налево», – заявил зоозащитник.

По его словам, госорганы сейчас манипулируют общественным мнением, направленным на ненависть к бродячим животным и согласие на их убийства. 

– Когда появляются новости о том, как, например, где-то загрызли ребенка, мы всегда просим у органов детали. В итоге оказывается, что в Казахстане бездомные животные ни на кого не нападали. Каждое нападение происходит от тех собак, которые кому-то принадлежат. А это уже не сфера зоозащиты, это уже ответственность полиции и акиматов, – подчеркнул Сергей Снегирёв.

– Дайте нам, зоозащитным организациям, работать. Все наши идеи направлены на снижение численности бездомных животных. Главный тезис нашей работы – это не оставить животных на улице, а сделать так, чтобы каждая собака и кошка обрела дом. Мы хотим гуманного и эффективного регулирования, хотим, чтобы в этой сфере не было коррупции, которая является главной причиной, почему животные на улице. Чиновники не работают, – заключил он.

С точки зрения веры

А как учит относиться к животным религия? Отвечают представители христианства и ислама. 

Александр Зырянов, горовосходитель и настоятель Успенского Кирилло-Мефодиевского храма, считает, что отношение христиан к животным лучше всего видно на примере православных святых. Один из них, Преподобный Серафим Саровский, возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. 

– К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружье, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.

По молитве преподобного Сергия Радонежского, поделился священнослужитель, был исцелен слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица. Старец Герасим Иорданский извлек занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле. Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.

Безусловно, считает Зырянов, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. 

– Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и так далее. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, – подчеркнул он. 

Священнослужитель обратил внимание, что если подобная тенденция присуща, в основном, западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление. По его словам, к своим «меньшим братьям» там относятся как к неодушевленной вещи. Например, родители часто берут для своего ребенка щенка или котенка в качестве живой игрушки. 

– И когда увидят, что их ребенок больше с ним не играет, выбрасывают звереныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя. Если человек взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним, кормить и лечить до конца его жизни. Конечно, существуют и исключительные случаи: например, когда домашний питомец вызывает аллергию у ребенка, тогда необходимо найти для животного других хозяев или отдать его в приют, – сказал Александр Зырянов.

Канатали Такиров, главный имам мечети «Али Мухаммед» в свою очередь напомнил, что все животные появились на этой земле во имя нашего блага, и являются частью Вселенной.

– Они являются основными источниками питания, одежды, транспорта и медицины. Скот приносит нам тепло и пользу. Мы также употребляем его в пищу. Они перевозят наши грузы в края, достичь которых мы могли бы только ценой больших усилий, – сказал Такиров. 

По его словам, в некотором смысле животные были и остаются нашими учителями. Они осуждают неверие человека и его поклонение ложным богам. Это становится ясным из истории удода, которую услышал Соломон, когда научился понимать язык животных.  

– Однажды удод вылетел в Йемен и увидел людей под покровительством королевы, которая поклонялась солнцу. Птица улетела обратно к Соломону и сообщила ему об этом. Соломон написал письмо королеве с призывом принять религию Аллаха и отправил его с удодом. Эта история учит нас делать все возможное, чтобы распространять правду, – пояснил Такиров.

Он рассказал, что животное первым научило человека, как хоронить мертвых. Когда Каин убил своего брата Авеля, прилетел ворон, который вскопал землю и похоронил другую ворону, тем самым показав Каину, что делать с телом своего брата.

– У животных человек может научиться терпению, настойчивости и дисциплине, особенно у пчел и муравьев. Благодаря птицам человек научился строить самолеты. Не зря многие разделы  Священного Корана озаглавлены названими животных и насекомых, таких как слон, корова, пчелы, муравей и паук, – сообщил имам.

Исламский закон призывает мусульман уважать и быть добрым по отношению к животным. Канатали Такиров рассказал мне несколько историй, в которых ислам рассматривает доброе отношение к животным как награждаемое доброе дело. 

– В давние времена некий путник сильно захотел пить. Он нашел колодец, спустился вниз, напился воды и вышел. Вдруг видит, как навстречу, высунув язык, бежит собака. Жажда настолько мучила ее, что она лизала сырую глину. Путник сказал самому себе: «Эта собака так же, как и я, сильно хочет пить». Подумав об этом, он спустился в колодец, наполнил свою обувь водой и, держа в зубах обувь с водой, поднялся наверх и напоил собаку. Некая женщина закрыла кошку в глухой комнате, от чего бедное животное умерло. Не дав кошке ничего съедобного и даже возможности искать еду самой, она подвергла животное мучительной смерти. Ислам запрещает лишать животных свободы, еды и питья, а также перегружать их работой, охотиться ради спортивного интереса. Коран призывает верующих мусульман вне зависимости от их образования и социального статуса проявлять заботу и доброту к братьям нашим меньшим, обеспечивать их надлежащим продовольствием и крышей над головой, а также ухаживать за больными и старыми животными. Эти правила, которые были установлены по отношению к животным в исламе еще полторы тысячи лет назад, и по сей день указывают на то, что ни одни существа, имеющие душу, не должны быть оскорблены, – подчеркнул главный имам мечети «Али Мухаммед».

Статья опубликована в  №61, от 02.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Живые души".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 448.89  477.93  4.76
Алматы 13.2°