Жизнь, посвященная музыке: со дня рождения Нургисы Тлендиева исполнилось 95 лет

Источник фото: Vecher.kz
Источник фото: Vecher.kz

1 апреля исполнилось 95 лет со дня рождения известнейшего советского композитора Нургисы Атабаевича Тлендиева. Герой Великой Отечественной войны, Народный артист СССР, великий композитор, виртуозный музыкант, чуткий руководитель и педагог, чей талант к музыке в шестилетнем возрасте заметил сам Ахмет Жубанов, – это все о нем, о Нургисе Атабаевиче Тлендиеве.

Талант, поразивший Жубанова

Родился Нургиса Тлендиев 1 апреля 1927 года в Алматинской области в поселке Шиликемер в семье уважаемых родителей. Его отец был домбристом и знатоком народных песен, а мать пела и играла на гармони. Мальчику было предопределено судьбой пойти по стопам родителей и посвятить жизнь музыке.

Нургиса рос смышленым и очень активным. Даже бывали случаи, когда его мама, Салиха привязывала ногу мальчика к дереву, чтобы тот ничего не натворил и никуда не сбежал. Энергию ребенка нужно было куда­то направлять, потому родители решили научить его играть на домбре. В четыре года ему подарили пианино, Салиха учила сына нотной грамотности. А через два года талант шестилетнего Нургисы признал сам Ахмет Жубанов. В то время композитор искал домбристов для нового Оркестра академических народных инструментов имени Курмангазы. Проходя мимо дома Нургисы, Жубанов услышал звуки домбры. Он поразился виртуозности исполнения и вошел в дом. Увидев ребенка с инструментом, Ахмет Куанович попросил его сыграть еще раз. Известного композитора и Нургису разделяла занавеска – защита от сглаза, на которой настояла Салиха. В конце Жубанов настоятельно рекомендовал мальчику поступить в музыкальное училище. Последовав совету Ахмета Куановича, Салиха отвела сына в училище. Жубанова там не было, а композитор Латиф Хамиди пристроил мальчика в танцевальный класс. Следует отметить, что Нургиса исправно посещал уроки танцевального класса и учился балету до приезда Жубанова, который перевел его в музыкальный класс.

Ахмет Жубанов был для юного музыканта не только наставником, но и взрослым другом, почтение и любовь к которому он пронес через всю свою жизнь.

Тлендиев говорил: «Я обязан ему (Жубанову) тем, кем я стал».

Во время обучения у профессионалов в училище мастерство Тлендиева росло: в двенадцать лет он был назначен концертмейстером оркестра, а в четырнадцать – ассистировал главному дирижеру оркестра. Когда Нургиса выпустился с училища, Жубанов подарил ему домбру, которую позднее Тлендиев назовет именем своей любимой жены Дариги. Домбра была сделана самим мастером Романенко, чьи работы среди казахских музыкантов оцениваются очень высоко.

Приписал два года

В 1943 году, в возрасте шестнадцати лет, Тлендиев отправляется на фронт. Как истинный патриот, он не может остаться в стороне, несмотря на свой юный возраст, и он приписывает себе два года, как делали это многие подростки во время войны. Тлендиев прошел боевой путь от Курской дуги до взятия Берлина, при этом был несколько раз ранен в боях. Ему были присуждены медали «За отвагу!», «За взятие Берлина» и «За победу в Великой Отечественной войне».

После войны Нургиса всерьез задумался продолжить воинскую службу, но этому помешал Ахмет Жубанов, который даже писал письма начальникам военного округа с просьбой отправить Тлендиева домой. Композитор был уверен, что в послевоенное время, во время острой нехватки одаренных музыкантов, Тлендиев внесет свой вклад в развитие отечественной музыки. И Ахмет Куанович не ошибся…

Главный дирижер

В 1948 году Нургиса поступил в консерваторию имени Курмангазы и проучился на отделении народных инструментов два года, после чего отправился в московскую консерваторию. Тлендиев стал первым казахом, который поступил в это училище. Там он обучался дирижерскому мастерству у советского мэтра Николая Аносова, а практику проходил в Большом театре.

В 1953 году Нургису Атабаевича назначают главным дирижером Казахского театра оперы и балета им. Абая. В то время зрители посещали театр, чтобы насладиться его работами: балетом­поэмой «Ортеке», балетом «Дорогой дружбы» и кантатой «Мой Казахстан».

В 1961 году Тлендиева назначают на должность главного дирижера Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы. Также он был художественным руководителем оркестра. Этот период жизни считается самым плодотворным у композитора: он написал оркестровую поэму «Ата толғау», увертюру «Халық қуанышы» и «Қайрат». А также совместно с уйгурским композитором Куддусом Кужамьяровым Нургиса Атабаевич создавал оперу «Золотые горы», судьба которой сложилась весьма печально. Оперу поставили только один раз, а потом сняли с репертуара из­-за темы насильственной коллективизации.

Я написал шедевр!

Имя Тлендиева тесно связано с актрисой Даригой Омаровой – на ней он женился во второй раз. Первой женой композитора была Натэлла Саимова, в браке с которой родилась дочь Сауле. С Даригой Нургиса Атабаевич познакомился благодаря режиссеру Абдулле Карсакбаеву. Увидев Даригу в первый раз, Тлендиев попросил своего приятеля Абудуллу познакомить его с ней. Спустя какое­то время они вновь встречаются на пикнике, посвященном иностранным гостям киностудии. Под конец мероприятия Нургиса Атабаевич и Дарига остались на природе по причине того, что за ними не приехала машина. Они просидели у реки Алматинка всю ночь, а через некоторое время сыграли свадьбу. Нургиса Атабаевич очень любил Даригу и посвятил ей три произведения: «Ақ құсым», «Куа бол», «Көңілді бикеш». Дарига всегда была рядом и поддерживала мужа во всем. Именно она была первой, кто услышал кюй «Әлқисса». К слову, этот кюй Нургиса Атабаевич написал ночью, как в принципе и многие свои работы. Он разбудил свою жену со словами «Я написал шедевр!». Сначала Дарига возмутилась, но потом согласилась послушать. Пока Тлендиев играл, сна у Дариги не было уже ни в одном глазу, а под конец она расплакалась – настолько глубоко ее тронуло творение мужа.

В 1968 году Нургиса Атабаевич начинает работать на киностудии «Казахфильм» главным редактором музыкального отделения. Он написал музыку к анимационному фильму «Почему у ласточки хвост рожками», кинокартинам «Дыня», «Красная юрта», «Погоня в степи», «Путешествие в детство», «Синий маршрут», «Брат мой», «Эй вы, ковбои!», «Алпамыс идет в школу». А для фильма «Кыз Жібек» Тлендиев написал кюй «Аққу». В те плодотворные годы Нургиса Атабаевич знакомится и заводит дружбу с известным поэтом Мукагали Макатаевым. Композитор пишет музыку на стихи Макатаева, за месяц они в паре записали 32 песни. Самые известные: «Сарыжайлау», «Сәлем саған Жетісу», «Ошақ отың сөнбесін», «Мен сені іздедім».

Смерть Макатаева была тяжелым ударом для Нургисы Атабаевича – от стресса и переживаний он провел несколько месяцев в больнице. Через какое­то время в кармане своего пиджака Тлендиев находит записку от Макатаева, где поэт сообщает об обострении своей болезни и просит взглянуть на отредактированный вариант стихотворения «Вспомни обо мне» («Есіңе мені алғайсын»).

Отырар сазы

В 1981 году Динмухамед Ахмедович Кунаев просит Тлендиева возглавить оркестр «Отырар сазы». Этот оркестр очень сильно отличался от тех, с которыми работал раньше композитор – в «Отырар сазы» играли на национальных инструментах казахского народа. Найти музыкантов, которые играли на инструментах, вроде сазсырная и сыбызгы, было довольно сложно, но Нургиса Атабаевич принял предложение Кунаева, собрал оркестр и руководил им до конца жизни. 2 октября 1982 года в здании филармонии Алматы состоялся первый концерт оркестра «Отырар сазы», который имел колоссальный успех – зал аплодировал, стоя. В дальнейшем оркестр гастролировал во Вьетнаме, Северной Корее, Турции, ФРГ.

Нургиса Атабаевич был очень смелым и решительным человеком. Он всегда был готов пожертвовать своими интересами во имя высоких идеалов. Его отличали такие качества как прямолинейность и строгость. Быть может, поэтому когда­то он и задумался о карьере военнослужащего?

Нургиса Атабаевич был близок к природе, животным, любил наблюдать за ними. Однажды, прогуливаясь в парке, композитор заметил, как стая ворон напала на маленького воробья. Птичка улетала от ворон, но они догоняли и продолжали клевать ее. Наблюдая за этой картиной, Тлендиев расчувствовался, он говорил о том, что люди порой ведут себя так же жестоко, как и та стая ворон в парке. Придя домой, он написал музыку к песне «Құстар әні».

Одним из самых сильных и бросающих в дрожь произведений Тлендиева была оркестровая поэма «Махамбет», он увлекался исторической литературой, а образ известного воина, героя восстания был близок композитору. Он написал поэму «Махамбет» в память о восстании 1836–1838 годов. Тлендиеву удалось в полной мере передать дух угнетенных, но несломленных казахов, которые продолжали народную борьбу.

Нұр­аға, как его ласково называли подопечные, скончался в 1998 году. Он похоронен у мавзолея Жамбыла в селе Жамбыл. Незадолго до смерти Нургиса Тлендиев был награжден орденом «Халық Қаhарманы» из рук Президента РК. После смерти Нургисы Атабаевича оркестру «Отырар сазы» было присвоено его имя. С 2009 года главным дирижером оркестра и его художественным руководителем является дочь Нургисы Атабаевича Динара Тлендиева.

Статья опубликована в № 34 от 02.04.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Жизнь, посвященная музыке».

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 447.4  477.55  4.76
Алматы 13.5°