Алматинский театр TERUM представил спектакль на тему бытового насилия

Фото Кайрата КОНУСПАЕВА
Фото Кайрата КОНУСПАЕВА

«Пока мы молчим» – иммерсивный спектакль в жанре социально-психологической драмы. Он раскрывает самую важную проблему семейно-брачных отношений – абъюза. Эта проблема существует с доисторических времен, но говорить о ней стало принято лишь в XXI веке. Эмансипация женщин не решила многовековой проблемы, миллионы образованных, успешных представительниц прекрасного пола подвергаются домашнему насилию – психологическому, физическому или сексуальному. 

В спектакле «Пока мы молчим» показаны судьбы пяти подруг, каждая из них несчастна по-своему, хотя они стараются выглядеть довольными жизнью. Самое жалкое существование влачит главная героиня – Валери, роль которой играет актриса Виолетта Городко. Ее супруг Тимур – актер Махамбет Мамытов внешне привлекателен – лицом, мускулистой фигурой, но с первой же минуты вызывает отторжение у зрителя, еще не сказав ни слова. Появившись перед экраном телевизора с пультом в руках и нервно переключая каналы, он комментирует услышанную новость об изнасиловании девушки, обвиняя жертву в глупости и сочувствуя насильнику. Затем он совершает насилие над своей запуганной женой, предварительно учинив ей допрос: почему юбка выше колен (ответ – «Такой дресс-код на работе»), почему накрасила губы («Это не помада, я ела свекольный салат»). Жену он обвиняет в том, что у нее на все готов ответ, грубо принуждает к сексу, хотя она робко пыталась отказаться, а однажды избивает до полусмерти. Причиной такой чудовищной агрессии стала небольшая задержка во время встречи Валери с подругами, на их глазах Тимур силой потащил жену к машине, а дома избил ногами, едва оставив в живых. 

Благополучные на первый взгляд подруги хотя и не подвергаются дома насилию, но тоже страдают из-за своих мужчин. Карла (актриса Эльвира Касымжанова), жена чиновника, поначалу хвастает перед подругами своими мехами и драгоценностями, но придя домой, рыдает из-за постоянных измен мужа. 

Бизнесвумен Эльвира, которую играет Жанна Власова, сама абьюзер по отношению к мужу. Когда она впервые появляется на сцене и ведет телефонный разговор, кажется, что Эльвира делает наставления своему сыну, но оказалось, что мужу. В первые годы супружества она старалась помочь избраннику найти свое дело в жизни, но у того ничего не получалось, в итоге он стал вести домашнее хозяйство – стряпать, стирать, убирать. Жена его презирает, но держит при себе – вместо домработницы.

Единственная незамужняя из этой пятерки подруга – Лили (героиня Василины Нечаевой). Красотка выросла в неполной семье и поэтому ищет себе обеспеченного «папика», одного такого она пытается женить на себе, причем по совету своей мамы, воспринимающей ее не как дочь, а как проект, который непременно должен быть удачным. 

Женской компании повезло в том, что среди них есть профессиональный психолог София, в роли которой выступила актриса Алия Сатыбекова, ранее она играла в единственном в Алматы англоязычном театре Kelt. Во время второй встречи, на которую приходит Валери после своего избиения, София открывает каждой из подруг глаза на причины их проблем, пытается вразумить их, но наталкивается на стену непонимания. Они обвиняют психолога в том, что у той самой в семье не все в порядке и муж ее наркоман, которого она пытается спасти вопреки его воле. Подруги расходятся по домам, но задумываются над словами, сказанными друг другу, и приходят к верному решению. Легкость и свободу, которую они обретают, олицетворяет юная воздушная гимнастка Маргарита Фучижи, чемпионка Франции, Казахстана, России и Грузии. Маргарита – ученица Карины Шум, создательницы школы воздушной гимнастики и театра чудес.

Большую помощь своими консультациями в вопросах психологии, в проработке образа героини Алии Сатыбековой оказала алматинский психолог, игропрактик, игротехник Эльмира Шамсутдинова.

В финале Тимур снова смотрит телевизор, и в новостях сообщают, что в Казахстане внесены поправки в закон о бытовом насилии, за которое нарушитель несет уже не административную, а уголовную ответственность. 

Для Махамбета Мамытова роль злодея Тимура стала дебютной. Он окончил курсы актерского мастерства, но на сцену перед публикой вышел впервые. Сцены избиения Валери Махамбет ставил вместе со своей «жертвой» – актрисой Виолеттой Городко. 

– Махамбет занимался боевыми искусствами, а я знаю сценический бой, – говорит по этому поводу Виолетта. По ее словам, роль ее героини эмоционально тяжела, ей пришлось брать опыт и истории своих близких подруг и коллег – напомним, что все актеры, играющие в спектакле, работают в разных профессиональных сферах. Театр TERUM – частный, и играют в нем любители, спектакли здесь ставят на социальные темы, основанные на казахстанских реалиях.

– Я – маркетолог и много по работе общаюсь с женщинами, потому что коллективы женские, – говорит Виолетта. – И когда они рассказывают подобные истории, это большое откровение и доверие с их стороны. Было очень страшно осквернить их боль, не передать их истории так, как они мне описывали. И в принципе при проработке роли, особенно когда зачастую остаешься один, прописываешь мотивации и так далее, буквально ощущался коллективный гнев за сотни лет абъюза над женщинами, за все то, что они веками испытывали, когда полностью пропадало их собственное «Я». Меня не было, была только боль за всех женщин, которые проходили этот ад до меня, в мое время и, к сожалению, в какой-то степени будут после меня. Очень сложно делиться такой болью. Зачастую из-за культурных особенностей, маргинального воспитания родителей мы привыкли молчать, не показывать своих эмоций, не плакать. Ты не должна чувствовать злости, обиды, боли, это запрет на эмоции, на раскрытие своих болезненных ощущений. Все эти запреты, так же, как и культура молчания, влияют на то, что жертва не обращается за помощью. У нас распространен виктимблейминг, когда считают, что жертва сама виновата, «ұят болады» – эта культура тоже давит на жертву, буквально заставляет ее молчать. Если ты обратишься за помощью, тебя засмеют и загнобят, если не обратишься, то будешь держать эту боль в себе и дальше, и в том, и другом случае ты не найдешь выхода из этой ситуации.

Дебютной режиссерской работой стала постановка спектакля «Пока мы молчим» для актрисы театра TERUM Асель Онгарбаевой (на верхнем фото в центре). В начале декабря коллектив этого театра принял участие в республиканской акции «16 дней против насилия» и показывал перформанс «Пока мы молчим», в котором Асель выступила в качестве актрисы.

– У меня была роль примерно как у нашей главной героини, но не настолько все было ярко раскрыто, – рассказала Асель Онгарбаева. – Из перформанса мы захотели сделать полноценный спектакль, так как эта тема очень острая и заслуживает пристального внимания. Мне предложили срежиссировать этот спектакль. Я решила, что мы полностью все изменим. Сама прописала идею, персонажи, их имена, характеры, чтобы раскрыть самые яркие психотипы женщин. Типажи разные, но их проблемы знакомы многим. В какой-то мере каждому человеку близко то, что было здесь показано. Диалоговую часть я писала вместе с подругой  – выпускницей магистратуры Бристольского университета Великобритании Гаухар Сабировой, она внесла свои линии в сюжет, например, в самом конце, когда звучит новость про закон о бытовом насилии, на самом деле такие поправки еще не приняли. И подруга сказала, давай напишем, что приняли, потому что пока депутаты этого не сделают, ничего не изменится.

Статья опубликована в №67 от 1.06.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Я не жертва, я – творец»

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 447.89  476.78  4.79
Алматы 7.2°