Что такое «степной феномен» и как он влияет на будущее нашей страны

Что такое «степной феномен» и как он влияет на будущее нашей страны

Казахстанские ученые и археологи выяснили, что такое «степной феномен», и как он влияет на будущее нашей страны.

В онлайн-формате прошла диалоговая площадка на тему «Историческое значение устойчивого развития всаднической степной цивилизации для современного гармоничного взаимодействия человека и общества». В ее работе приняли участие ведущие историки и археологи Казахстана, учителя истории средних общеобразовательных школ, магистранты и докторанты вузов РК, победители конкурсов научных проектов по истории, археологии, этнологии и краеведению.

– За годы независимости историки, археологи, культурологи смогли добиться внушительных результатов в исследовании фундаментальных проблем в истории номадов, – рассказал директор Библиотеки Елбасы Бакытжан Темирболат. – С 2004 года реализовывалась инициированная Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы Нурсултаном Назарбаевым государственная программа «Мәдени мұра», в рамках которой создавалась целостная система изучения исторического наследия номадов, воссоздавались историко-культурные и архитектурные памятники, глубоко исследовался многовековой опыт национальной литературы и письменности. В 2013 году была принята программа «Халық тарих толқынында», согласно которой осуществлялся системный поиск и изучение документов в крупнейших мировых архивах, касающихся истории Казахстана. Благодаря плеяде национальных писателей, поэтов, историков в гуманитарном знании восторжествовала историческая справедливость. И в этом особая роль отводится археологам, на основе наглядного вещественного материала фактически доказавшим уникальность культуры кочевников, потомками которых являются современные казахи. 

Он также отметил, что Елбасы в программной статье «Семь граней Великой степи», развивающей теоретические основы программы «Рухани жаңғыру», выделил понятие всаднической культуры как всеобъемлющее определение всех кочевых сообществ с глубокой древности.

С докладами «Государственное политическое признание роли Ботайской макрокультуры в процессе культурогенеза казахского народа и государственности», «Исторические связи всаднической и степной цивилизации в формировании единого национального патриотизма как нацио­нальной идеи» выступил первооткрыватель Ботайской культуры, директор Института археологии и степных цивилизаций Казахского национального университета имени аль-Фараби, доктор исторических наук, профессор Виктор Зайберт.

– Я горжусь, что как гражданин и ученый являюсь сыном исторически мудрого казахского народа, этнические и исторические корни которого начинаются в Ботайской всаднической культуре – у истоков степной цивилизации 6000 лет назад. Я исследую Ботайскую культуру на протяжении сорока лет на основе Гегелевской философии основных законов диалектики. Отказавшись от классово-формационных догматических теорий, я пришел к пониманию, что Великая казахская степь, которая на протяжении последних двух столетий не воспринималась евроцентристской методологией и историографией как источник евразийской цивилизации, являлась на самом деле степным феноменом устойчивого экономического и социально-политического развития. У Великой степи нет исторических провалов, более того, она являет собой самовоспроизводящуюся гео- и социосистему, независимую от оседло-земледельческих долинных культур, – отметил Виктор Зайберт.

Ведущий научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника-музея «Берел», доктор исторических наук, профессор Зайнолла Самашев подчеркнул, что 40 с лишним лет назад Виктором Федоровичем был открыт этот феномен для мировой науки, но только сейчас мы начали осо­знавать всемирное историческое значение этого открытия. В новых условиях это очень важно для развития нашего национального самосознания и формирования национальной идеологии.

В своем докладе «Культурно-историческое наследие Казахстана источник устойчивого развития страны в новой модели глобализации» эксперт по устойчивому развитию Сергей Цой предложил посмотреть на Казахстан с точки зрения перехода на новую модель глобализации.

– Сейчас начало перехода от экономикоцентричности к человекоцентричному управлению. Казахстан ставит целью своего развития повышение качества жизни человека, что соответствует Глобальной повестке ООН. Это работа как для власти, так и для гражданского общества, – сообщил Сергей Цой, подчеркнув, что достижение целей устойчивого развития не может проводиться в отрыве от формирования нового патриотизма, без общей идеологической и духовной платформы, без самоидентификации каждого казахстанца через культурно-историческое наследие. Он также предложил реализовать устойчивый проект по открытию кочевнической цивилизации.

Статья опубликована в №57, от 13.05.2021 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Номады наших дней".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!