Дежурный по городу. Что волнует алматинцев

Бетонная логика

«Крик души от безысходности…» – так назвала свое обращение алматинка Марина Черных, в очередной раз поднимая проблему работы цементного завода вблизи жилых домов по улице Павлодарской, 48.



– У нас был тихий район, пока нашу спокойную жизнь не нарушил завод «Нуртау Темир», который в 2013 году начал стройку на территории П-1 общественно-производственного пользования без санитарной зоны. Прямо посреди жилых домов! Причем это случилось уже после принятия в 2010 году закона о выносе промышленных объектов за город!

На сегодняшний день завод, о котором речь, это крупное предприятие с объемом цемента в 450 000 тонн и 254 000 кубов бетона. Местные жители возмущены тем фактом, что предприятие, имеющее 3-й класс опасности, находится в 20 метрах от жилых домов.

– Каждое утро начинается с грохота тяжелой техники, сгребания щебня тракторами, а склады находятся в 50 метрах от окон моего дома, – описывает свое житье-бытье Марина. – Часто завод работает по ночам, и их огромные дизельные бетоновозы с шумом носятся по дороге!

В отсутствие реакции со стороны уполномоченных органов местным жителям не оставалось ничего другого, как организовать инициативную группу, которая ходит по различным инстанциям, на встречи с чиновниками, составляет заявления, собирает подписи.

Но все не так-то просто.

– Завод начал оказывать давление на нас: пишутся заявления в полицию, сыплются обвинения в клевете и корыстном интересе, лоббировании интересов конкурентов. Но это абсолютно не соответствует действительности! – от имени инициативной группы заверяет активистка. – Мы просто хотим достойно жить в своих домах и спокойно спать по ночам! Но увы: у многих людей появились серьезные проблемы со здоровьем, так как мы уже восемь лет дышим цементом, который оседает в легких и не выводится из организма! Мало того, Департамент санитарно-эпидемиологического надзора по городу Алматы 8.04.2021 года подписал еще одно разрешение, где определено расстояние для производства 125 метров. И это для цементно-бетонного завода, где используются вредные химические вещества!?

– Ответ из госорганов один: «Ну что вы хотите, они собственники и уже вложили много денег в производство!», – сообщает результаты хождений по инстанциям Марина Черных. – Получается, они не видели, что вокруг стоят дома? Или не хотели видеть? А ведь они планируют еще и расширяться!

Обращение по этой горячей теме – уже не первое. Однако никто из уполномоченных органов, кроме Общественного совета Алматы, пока не откликнулся.

– Почему нас никто не слышит и не видит? – вопрошает еще одна местная активистка Гульнара Мальгаздарова. – Гибнет все вокруг – деревья, посадки в огороде, болеют и умирают люди. У молодых и среднего возраста местных жителей – хронические бронхиты! ХОБЛ! Почему этот завод не переносят за черту города, как это сделали с другими производствами?

Ужасы бутаковские

Так назвал свой пост в нашей группе член Общественного совета (ОС) Алматы Андрей Андреев.

– Недавно в составе группы ОС вместе с Нурланом Жызылбековым и Турарбеком Асановым выехали по жалобам горожан посмотреть, что происходит по дороге в Бутаковское ущелье. Увиденное иначе как ужасом не назовешь.

По результатам поездки член ОС задает вопросы местному исполнительному органу Медеуского района:

– Как акимат умудрился не заметить, что многие дома по дороге в Бутаковку стоят прямо на берегу речки, там же расположено большинство зон отдыха. Водоохранную зону уже отменили? Как могли не заметить проверяющие органы, когда принимали работы по укреплению русла, что строения находятся впритык к речке, а если заметили, то почему не сообщили в соответствующие органы для принятия мер?



Второй немаловажный момент – это постоянный ремонт дороги. Со слов местных жителей, несколько лет назад дорогу отремонтировали, посадили деревья, облагородили, но после решили провести туда воду и канализацию, разрушили новый асфальт, все раскопали, и люди долгое время мучались, пробираясь по ухабам.



– В этом году новый асфальт снова рушат, теперь, правда, уже местные жители, которые самовольно решили подключится к коммуникациям. Мы специально остановились и поинтересовались у рабочих, есть ли у них разрешение? Оказалось, что они работают по найму КСК. Но там также не смогли предоставить нам никаких документов на проводимые работы. Значит, потом опять менять асфальт?

Укрепление берегов реки габионами также вызвало у членов группы много вопросов, которые они сопроводили красноречивыми фото.



– Укрепили русло реки, но сами габионы не закрепили, и они упали в воду. Интересно, сколько бюджетных денег это стоило? Кто принимал работы и за чей счет все будет восстановлено? – обращаясь к акиму Медеуского района Асету Масабаеву, спрашивают члены рабочей группы ОС, памятуя об открытости и доступности, которые требует от чиновников наш Президент. – Планируете ли вы принять меры в отношении граждан, построивших свои дома в пределах водоохранной зоны, будете ли обращаться в суд, чтоб снести незаконные постройки? Обратитесь ли вы в правоохранительные органы, чтобы привлечь к ответственности чиновников, выдавших документы на эти строения (если таковые вообще имеются)? Сколько бюджетных денег было потрачено на постоянное восстановление и ремонт дорожного полотна? Сколько раз меняли здесь асфальт за последние пять лет? Будете ли вы привлекать к ответственности тех, кто эту дорогу принял в эксплуатацию?

Вопросов много, и все требуют не только ответов, но и принятия мер.

Ничего личного

На портале «Открытые НПА» опубликован проект постановления Правительства «Об использовании специально выделенных автобусных полос вне часов пик и в выходные дни». Это вызвало в интернет-сообществе нешуточные споры. Свое мнение по этому поводу высказывает корифей казахстанской журналистики Андрей Зубов.

– В предложенном проекте, в частности, говорится: «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.9, 5.10.1 – 5.10.3, в период времени с 7.30 до 9.30, с 17.00 до 20.00 осуществляется движение и производится остановка общественного транспорта (ОТ) (за исключением случаев, предусмотренных в пунктах 2 и 4 раздела 24 Правил), а в остальное время и в выходные дни кроме ОТ на этой полосе осуществляют движение и остановку другие транспортные средства (ТС)».

Я категорически против! Считаю выделенные автобусно-троллейбусные полосы величайшим благом для подавляющего большинства городского населения. И если у меня стоит выбор: ехать куда-то на своей машине или воспользоваться ОТ, который быстрее и комфортнее доставляет меня до места, я выбираю ОТ, а машину оставляю дома.

Выделенные полосы – это святое. Их нельзя трогать ни в час пик, ни ночью, ни в выходные! Если только дать нашим диким «бомбилам», хамоватым извозчикам и нахальным «чайникам» хоть малейшую возможность влезть на неприкосновенную автобусную полосу – они туда моментально влезут, вобьются, вбуровятся, и никакие временные ограничения их не остановят.

Если мы сегодня примем это явно популистское решение, мы совершим непростительный откат назад в 1990-е, когда жизнь без корыта на колесах считалась не жизнью, а ничтожным прозябанием. Только-только мы начали создавать свою казахстанскую культуру передвижения на ОТ, только-только начали внедрять велосипедное движение, пешеходные зоны, как уже нас уговаривают от всего этого отказаться.

Я еще и еще раз повторяю: расширением автомобильных дорог, строительством развязок, акведуков и т.п. проблему пробок не решить. Это все равно, что бороться с ожирением, покупая штаны все большего и большего размера! Чем больше будет в городах удобств для машин, тем больше этих машин будет. Чем шире будут дороги, тем больше они будут заполнены дымящим автостарьем (ведь наш автопарк на 70% устаревший!) Личные машины нужно вытеснять из городов, заменяя их качественным ОТ.

Где, скажите мне, в том же Алматы обещанные четыре автовокзала? Где электрички до городов-спутников? Где новые станции метро? Где новые линии BRT? Где легкорельсовый трамвай? Где БАКАД? Где новые велосипедные дорожки? Где пешеходные зоны?

Нам повторяют из года в год: «Ведутся разработки ПСД», «Проводятся поиски инвесторов». Из года в год. Это все равно, как если бы редактор спрашивал меня: «Андрей! Где статья к среде?», а я бы каждый день отвечал: «У меня идут поиски темы», «Я в процессе разработки материала». Что бы сделал со мной редактор? Обматерил и выгнал.

Я хочу привести только одно мнение, где сконцентрированы все доводы по теме. Пишет Нариман Сулейманов (даю с сокращениями): «МВД не привело никаких данных, свидетельствующих о полезности данного изменения. Предположение о том, что пробкообразование имеет место только в часы пик, глубоко ошибочно. Вы, например, в Алматы хоть раз были? Пробки могут образоваться на ровном месте там, где пять минут назад было свободно. Более того, одновременное перестроение сотен и тысяч авто на выделенку (и обратно с нее) приведет к еще большему беспорядку на дороге. Даже сейчас, когда выделенка действует круглосуточно, дисциплина среди водителей личных авто крайне слабая. А что будет, когда нужно будет еще и время учитывать? МПС и сейчас то не ахти как борется с заездом на выделенку личных авто, а что будет после этих изменений?! Вы подумали о транспорте спецслужб?! Сейчас выделенка, по которой они могут ездить беспрепятственно, делает гораздо более предсказуемым время подъезда скорой или пожарной. Даже вне часа пик личные авто на выделенке серьезно снизят скорость движения ОТ и увеличат интервал движения автобусов, а значит, увеличат количество подвижных единиц, необходимых для перевозки условной тысячи пассажиров. Этого увеличения, разумеется, никто, во всяком случае без увеличения платы за проезд, делать не будет. Это неизбежно снизит популярность ОТ и еще больше увеличит количество личных авто на дорогах».

Вот, собственно, и все.

Статья опубликована в №67-68, от 05.06.2021 газеты "Вечерний Алматы" 
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.35  475.54  4.82
Алматы 6.6°