Дежурный по городу. Долги с потолка?

Долги с потолка?

Своеобразно решили отметить окончание года некоторые поставщики коммунальных услуг и продавцы товаров народного потребления.

Некоторые алматинцы в конце года столкнулись с фактами приписок несуществующих «долгов». Касаются они в первую очередь потребления горячей воды в квартирах многоэтажек.

Известно, что контролеры в большинстве своем теперь не заходят в квартиры для снятия показаний индивидуальных приборов учета (ИПУ), а оставляют потребителям записки с просьбой выслать фото счетчиков. При этом потребителям приходят совершенно посторонние показания ИПУ, а то и долги за горячую воду?

С подобной проблемой столкнулась Татьяна Бакиева.

– Таких беспредельщиков еще поискать надо, – возмущена женщина, которая всегда оплачивает все коммунальные услуги аккуратно до 15-го числа каждого месяца. – Я рассчитываюсь за горячую воду по счетчику, но каждый месяц мне выставляют в квитанции 28 кубов! Такое чувство, что у меня в квартире весь подъезд моется! За три месяца накопился долг 21 000 тенге! В начале года ходила в Ауэзовские тепловые сети, разбиралась (тогда долг был 19 тысяч), мне сказали, что это компьютер так начисляет. 

Теперь каждый день в квартиру Татьяны звонит автоответчик, напоминает про «должок» и грядущее отключение горячей воды. На что расчет? Что не выдержат нервы, и долг будет оплачен? 

Мы решили задать вопрос непосредственно тепловикам. 

Из ТОО «АлТС» получен ответ: «По указанному адресу зарегистрирован ИПУ горячего водоснабжения (ГВС) с датой следующей поверки до 25.12.2022. Последняя проверка прибора учета была 17.09.2021, показания – 442,00 м3. Ввиду отсутствия фактических показаний с 17 сентября по 14 ноября 2021 года по ИПУ ГВС было начислено по среднесуточному потреблению: 17.09.2021 по 14.10.2021 – 28,821 м3; с 15.10.2021 по 14.11.2021  – 28,486 м3. Для корректного начисления по услуге «горячая вода» просим вас предоставить фактические показания ИПУ ГВС. Показания ИПУ ГВС можно предоставить следующим способом:

  •  посредством заполнения специальной формы, в личном кабинете на сайте www.alts.kz.;
  •  посредством SMS-сообщения или сообщения на WhatsApp с указанием номера лицевого счета/договора на номер +7 701 300 70 49;
  •  позвонив в Контакт-центр по номерам 341-05-30, 341-05-31;
  •  по электронной почте на адрес: pokazania@alts.kz (фото не более 3Мб).

Также можете обратиться в Центр обслуживания потребителей, расположенный по адресу: мкр. Аксай-4, 51б».

С аналогичной проблемой столкнулись и другие алматинцы.

Клара Акмурадова: «Уже много лет, невзирая на цифры в квитанции о каких-то долгах, оплачиваю по факту, снимая показания и оплачивая в один и тот же день – 20-го числа каждого месяца. И все равно, откуда-то долги появляются!»

Сандугаш Харисовна: «Однажды мне выставили долг аж 59 кубов! Пыталась разобраться. Сидит в АлТС парень, ничего знать не хочет, тычет в комп. Объясняю ему, что оплата идет регулярно в один и тот же день. Ничего объяснить не смог, потому что сам не понял, откуда этот долг вылез. С тем и ушла. На следующий месяц все ровно…»

Сергей Райлян: «Всегда оплачивал по счетчикам, а тут вдруг переплата на хорошую сумму. Я ее учел при оплате. Так потом ее включили в долг и пришлось ходить и доказывать, что ты не верблюд. Суммы долгов скачут каждый месяц. Уже перестал обращать на них внимание. Я так понимаю, долг или переплата – это разница между тем, что ты оплатил на самом деле, и тем, что прогнозирует монополист».

Не миновала участь сия и «дежурного», как потребителя коммунальных услуг. Ни с того ни с сего в декабрьской квитанции именно после отправки показаний ИПУ некоей Лейле (+7 701 156 7908) вылез долг по ГВС. На недоумение «откуда?» Лейла (непонятно, где числящаяся контролером) ответила коротко: «Фото счетчиков передала, квитанцию выписывает Алсеко».

Выходит, это в Алсеко так невнимательно формируют квитанции, что несуществующие долги по коммунальным услугам – это уже явление в Алматы массовое? А АлТС, как под копирку, дало «дежурному» ровно такое же объяснение, как и Татьяне Бакиевой, только с другими цифрами, датами и адресом ЦОП – на улице Чокина, 221в.

Такие трафаретные отписки абсолютно не устраивают потребителей. Тем более, что внесение показаний через «личный кабинет», как это предлагает АлТС, также не гарантирует, что с оплатой их услуг не будет проблем. 

– Полная ерунда ваш «личный кабинет»! – оценивает работу тепловиков Ольга Климович. – Открываю и вношу при регистрации дату и сумму последнего платежа с квитанции, но ваш сайт выдает – «неправильная сумма платежа»! Это как? Не верь глазам своим? А больше всего нравится приписка «обратитесь к системному администратору». Браво! Высший пилотаж.

К тому же, так и остался невыясненным важный вопрос: на каком основании обывателей вынуждают предоставлять поставщику услуг показания ИПУ ГВС. Каким нормативным документом регулируется этот вопрос? Ни АлТС, ни Алсеко, ни Управление энергоэффективности и инфраструктурного развития, ни Департамент по регулированию естественных монополий города Алматы не удостоили потребителей тепла ответом. Увы!

Зато проницательные алматинцы предположили, что вымышленные долги возникают в конце года неслучайно. А вдруг, да кто-то из потребителей заплатит – либо случайно, автоматически, либо, чтобы не идти в следующий год с долгами? Ведь не секрет, что в многоэтажках всегда имеются реальные долги перед поставщиками коммунальных услуг, в частности, по ГВС. Тем более, по словам Асии Жалмухамедовой, в офисе АлТС это подтвердили. Но почему эти проблемы тепловики не регулируют в правовом поле, а пытаются решать за счет добросовестных плательщиков? Некоторые жильцы МЖД, как, например, Бекетай Канахин и Алена Плужникова, сообщают уже и о выставлении пени, и об угрозах отключения в их квартирах горячей воды или взыскания долгов через суд! Неужто и до этого дойдет?

Градус кипения темы долгов в среде потребителей тепловой энергии достиг уже критических отметок и вызывает реальное социальное напряжение в котле городской жизни. Может, уполномоченным органам стоит обратить свое вельможное внимание на столь горячую тему и поставить некоторых поставщиков коммунальных услуг в правовое стойло?

 

«Айболит» и Бармалей

19 декабря «дежурному» поступил тревожный сигнал руководителя Отдела охраны окружающей среды и экологии города Алматы:

– В Наурызбайском районе на территории бывшего пионерского лагеря «Айболит» владелец этого земельного участка накануне снес все деревья в количестве 104 штук без разрешения УЗЭ, – сообщила Галия Тулегенова. – Когда спиливали деревья, ствол одного дерева упал на соседний участок, где 17-летняя девушка хотела спасти свою собаку – снять цепь, увести животное от будки, но сама оказалась под упавшим стволом и получила травму. Мама пострадавшей Рысгуль Утегенова подтвердила, что дерево действительно упало и пробило крышу туалета. Бесчеловечность ситуации еще и в том, что на следующий день бригадир позвонил матери и сказал, мол, чего шум поднимаешь, ведь твоя дочь жива! 

Руководитель алматинского ОООиЭ подтвердил, что этим ЧП занимается Наурызбайский районный отдел полиции и выразил уверенность, что правоохранители дадут должную правовую оценку действий дровосеков-бармалеев. Главный эколог связался по телефону с владельцем этого участка, тот обещал прийти для составления административного протокола по ст. 386 КоАП РК (снос деревьев без разрешения) и гарантийного письма о компенсационных посадках в 20-кратном размере. Но, увы, хозяин участка так и не появился, а его представитель Алишер Избасаров сообщил, что тот в Дубае и теперь неважно себя чувствует. 

По некоторым данным на этом участке должно начаться строительство коттеджного городка. Сейчас работы приостановлены. Нарушитель по закону должен высадить 2080 деревьев в качестве компенсационной посадки, причем, с гарантийным сроком – двухгодичным уходом за саженцами. 

Полной уверенности в том, что виновные понесут заслуженное наказание нет. И потому Галия Тулегенова решила придать огласке этот факт, чтобы вопиющий инцидент не смогли, как это часто у нас бывает, замять.

– Надеюсь, в полиции Наурызбайского района в курсе происходящего, и после моего поста в группе «Дежурный по городу» виновные в сносе деревьев, тем более, без соблюдения техники безопасности, подвергая угрозе жизнь человека, будут наказаны? Обращаюсь к правоохранительным органам акимата Наурызбайского района: почему так случилось, что у вас под носом происходит такой беспредел?

В местном исполнительном органе заверили: «Совместно с Департаментом экологической инспекции, Управлением полиции Наурызбайского района будет проведена соответствующая проверка в отношении собственника данного земельного участка на правомерность произведенных им действий».

В Департаменте полиции города Алматы также проинформировали: «По данному факту УП Наурызбайского района начато досудебное расследование по признакам преступления, предусмотренного ст. 279 УК РК. Назначена судебно-медицинская экспертиза. Владелец указанного земельного участка за вырубку деревьев будет привлечен к административной ответственности».

Несмотря на то, что многие алматинцы, учитывая прошлый опыт самостийных и оставшихся безнаказанными порубок деревьев в городе, настроены скептически, мы все же надеемся, что экологи вместе с правоохранителями доведут это дело до логического конца. Во всяком случае «дежурный» будет следить за развитием событий и информировать читателей Вечёрки обо всем происходящем.

 

Спрашивали? Отвечаем!

– Насколько законно то, что обменные пункты сканируют личные документы при обменных операциях? – спрашивает Владимир Ножкин.

Вопрос заинтересовал алматинцев. Многие считают, что такой доступ к личным данным дает широкие перспективы для совершения мошеннических действий.

Мы обратились за разъяснением к известному юристу Таиру Назханову.

– В связи с новым требованием Национального Банка Республики Казахстан, с 1 февраля 2020 года все обменные пункты должны фиксировать личные данные клиента при проведении обменных операций, – пояснил правовед. – Обменные пункты используют программу, которая не имеет никакого функционала для взаимодействия с ЭЦП, хранящейся в удостоверении личности, соответственно, не позволяет просмотреть данные о хранящихся ключах, использовать их или провести любую иную операцию. Что касается потенциальной возможности сохранения ключей клиента оператором для дальнейших мошеннических операций, то данная возможность, насколько мне известно, отсутствует. Так, хранящиеся в чипе удостоверения ключи ЭЦП являются неизвлекаемыми в силу конструктивных особенностей удостоверения личности.

Статья опубликована в  №155, от 23.12.2021 газеты "Вечерний Алматы". 

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 439.43  473.31  4.82
Алматы 19.4°