Эдуард Полетаев: С Правительства будет серьезный спрос, попытки приукрашивания не помогут

Известный казахстанский политолог дал эксклюзивное интервью Vecher.kz.

Facebook/Эдуард Полетаев
Facebook/Эдуард Полетаев

–  Эдуард Эдуардович, хотелось бы поговорить с вами о выступлении Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Правительства. Оно было достаточно объемным и в принципе охватило все стороны жизнедеятельности страны. И все же, что осталось за кадром, на ваш взгляд?

– Действительно выступление Главы государства было большим, как он сам сказал –  обозначил широкий спектр вопросов, и это понятно, ведь у Правительства огромное количество  задач. Токаев озвучил десять ключевых направлений, а министров у нас уже 21 человек.

Поставленные Президентом цели и задачи касаются в основном экономики, управленческого администрирования, налоговой и бюджетной сфер,  диверсификации производства и так далее. Но главным является рост ВВП в два раза к 2029 году и обеспечение его ежегодного роста на уровне минимум 6%. Вот такие акценты были сделаны.

На мой взгляд, меньше внимания было уделено образовательной сфере. По вопросам образования говорилось только о проблемах строительства новых школ. Безусловно, эта задача тоже важна, но она и так освещается в других выступлениях Президента.

Смотрите, можно проследить определенную нить в его словах. Возьмем, к примеру, ежегодное Послание народу как сборник системных задач для развития государства и общества. В прошлом году оно появилось 1 сентября и многие задачи, о которых сказал Касым-Жомарт Токаев на заседании Правительства, были заявлены там в той или иной степени схожести.

О работе того же Правительства Президент  говорил в начале января в интервью в газете «Егемен Казахстан». И в этот раз речь также шла об успешной реализации нового экономического курса, о необходимости веры граждан в Справедливый Казахстан, в экономику Справедливого Казахстана.

Также, думаю, мало было вопросов касательно культуры и спорта, практически не поднимались политические вопросы, хотя Глава государства часто говорит о политических реформах в том же Послании, даже если оно и было больше посвящено новому экономическому курсу Казахстана. Но он начал это Послание с освещения работы парламентариев, об итогах выборов, политических реформах и еще раз  напомнил формулу: сильный президент, влиятельный парламент, подотчетное правительство, о Слышащем государстве.

Но в раз перед Правительством словосочетание «Слышащее государство» не было использовано, косвенно было уделено  внимание вопросам внешней политики. На самом деле задач, которые важны для страны, сегодня очень много. И тут трудно сказать, какие из них более актуальны, а какие менее актуальны.

Взять тот же туризм. Часто его цепляют, вот, хорошо бы туристический потенциал развить, но не всегда его воспринимают как особо важное. Но все, что делается для развития страны, для улучшения благосостояния граждан, это всегда важно. О туризме Президент тоже говорил в своем Послании, но в этот раз перед Правительством об этом ничего не было сказано.

В целом прошедшее заседание Правительства под председательством Касым-Жомарта Токаева было ожидаемо, его Президент анонсировал в интервью «Егемен Казахстан». Прошло чуть больше месяца, и оно состоялось, перед Кабмином поставлены конкретные задачи.

– Но Президент в интервью не говорил, что будет отставка Правительства.

– Да, и это внесло определенную интригу и неожиданность, хотя опять же все в динамике развития нужно рассматривать.

Смотрите, есть закон о Правительстве Республики Казахстан от 1995 года, который с некоторыми изменениями, дополнениями дошел до нынешних времен. И там в принципе предусмотрено, что срок полномочий Правительства  должен находиться в пределах срока полномочий Мажилиса. А Мажилис у нас не так давно избран.

Многие мои коллеги говорят, что отставка Правительства была ожидаема. Не факт, что это было так было. Где они были раньше, хотя бы месяц назад? Кто говорил, что скоро поменяется Правительство? Что-то мало было таких прогнозов, откровенно говоря.

По закону отставка правительства может произойти по инициативе самого правительства и по инициативе Главы государства. И не факт, что в рамках полномочия Мажилиса это Правительство может досидеть. Если оно не справится с нынешними поставленными задачами, может быть, его опять поменяют через пару лет. Посмотрим, как это все будет развиваться.

Прошлой осенью в сентябре в Правительстве были серьезные кадровые изменения. Кабинет министров увеличился до 26 членов. Количество министерств увеличилось с 19 до 21, 10 новых министров появилось и два новых министерств. А сейчас мы видим, что после отставки Правительства появилось только четыре новых министра.

Глава государства всегда уделял и уделяет большое внимание эффективности работы Правительства. И вот эти законодательные изменения как раз таки были призваны усилить его эффективность и придать Кабмину больше полномочий, что и было сделано.   

– Тогда руководителем Администрации Президента как раз-таки был нынешний новый Пример-министр Олжас Бектенов.

– Думаю, он сумел более эффективно настроить работу Администрации Президента и сейчас будет осуществлять контроль над исполнением президентских инициатив в рамках работы обновленного Правительства.

В целом оно в достаточной степени сбалансировано. Да, поменялись некоторые руководители, но основной-то костяк этих министерств остался, и они будут работать над реализацией новых планов и задач.

Прошлое правительство за день до отставки, 5 февраля, опубликовало у себя на сайте некоторые отчеты и  сказало, что прогнозирует рост экономики в 2024 году на уровне не менее 5,3%. А Глава государства что говорил? Глава государства говорит, что должно быть минимум 6%, иначе мы не добьемся поставленных целей по увеличению ВВП в два раза.  

Но несмотря на кризисные явления, динамику развития страны удалось сохранить и рост экономики был достаточно успешным. Сейчас нужно воплощать пятилетку развития, говоря советской терминологией. Как вы знаете, уже разработан проект Национального плана развития Казахстана, он сейчас висит на портале открытых НПА и подлежит обсуждению до 16-19 февраля, если не ошибаюсь.  Этот национальный план развития будет принят в скором времени, поставленные Главой государства задачи должны исполняться.

 – А кто будет контролировать выполнение этих задач?

– Возможно, какие-то промежуточные итоги будут освещаться ежегодно самим Правительством. Посмотрим, как это технически будет определено. Ну а если Правительство с поставленными задачами не справится, то, наверное, будут уже более жестко решать вопросы, потому что времени на раскачку нет. Глава государства  конкретно пытается контролировать выполнение поставленных им задач.

Скажем, обещал Президент выделять детям часть доходов с Национального фонда и вот, пожалуйста, им всем на счета в январе поступило по 100 долларов. Это тоже важный штрих,  население видит, чувствует, что государство работает для народа и свои обещания выполняет.   

Нам необходимо наработать высокие темпы роста экономики, а это задача Правительства. Конечно, очень важно, чтобы инвесторы вкладывали средства в Казахстан, чтобы структура нашей экономики ориентировалась не только на нефть и газ, чтобы замедление экономики не стало фактом. Падение цены на нефть, например, сильно повлияет на ВВП, на торговый баланс Казахстана, товарооборот с другими странами и так далее. Поэтому надежды на ускорение темпов экономического роста, прежде всего, связаны с улучшением инвестиционного климата.

– Ну и, наверное, бюджетная политика должна вестись более эффективно.

– Само собой. Президент не случайно затронул недостаточную, на его взгляд, работу по созданию нового Налогового кодекса, потому что это очень важный документ для государственного регулирования экономики, и он должен быть справедливым.

Конечно, правительство любой страны допускает какие-то ошибки в своей работе, но в целом надо понимать, что есть какие-то объективные вещи. Экономический рост у нас долгое время был конъюнктурный и связан с поступлениями от добычи углеводородного сырья, металлов и их экспорта. У нас значительная часть ВВП приходится на добывающую отрасль, это больше половины экспорта обеспечивает. Основные инвестиции как раз-таки приходятся на добывающую отрасль и государственные доходы тоже с ней связаны.

Поэтому необходима модернизация системы государственного управления. Глава государства сказал, что нужно работать по-новому и Правительству, и акиматам, потому что чрезмерно централизованная бюрократическая система, отсутствие прозрачности, коррупция – все это подрывает реформаторские усилия и тут нужно что-то делать. Не просто что-то, а достаточно много нужно делать. Главное – это результаты.

Обеспечение устойчивого экономического развития и роста ВВП – приоритетная задача для Правительства в нынешнем году, поэтому и Кабмину, и чиновникам надо четко понимать, что по итогам 2024 года с них будет серьезный спрос и попытки приукрашивания не помогут. За этим будет серьезный контроль.

Асет Смагулов

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 442.05  474.14  4.74
Алматы 17.2°