Искусство как сон: в музее им. Кастеева открылась выставка художника Алмаса Нургожаева

Искусство как сон: в музее им. Кастеева открылась выставка художника Алмаса Нургожаева

Молодой мастер кисти регулярно радует своими проектами. На этот раз он подготовил художественный проект «Переход».

Он включает в себя семь новых триптихов, объединенных общей концепцией. По замыслу художника сюжеты балансируют на грани абстракции и фигуративности. В пяти из них преобладают зыбкие образы, сочетания текучих и острых форм, которые уподобляются игре подсознания, больше всего напоминая страшные сны-фантазии. Человеческие очертания лишь угадываются. В хаосе широких мазков и потеков серо-желтого цветового поля возникают беспокоящие монстроподобные фигуры и детали – крючковатые пальцы с перепонками, выдвигающиеся подвижные колени-локти-торсы текучих антропоморфных видений. Рисунок, словно скоропись, становится еще более резким, отрывистым и экспрессивным. 

– Если смотреть на выставку как на единое целое, как на художественный проект, то можно увидеть соединение и содержательную связь всех работ. Упомянутые пять сновидческих триптихов фланкированы двумя супрематистскими работами. Кубистические формы с пустыми лабиринтами внутри напоминают то ли панельные коробки жилых домов, то ли фантазии Малевича. Первый левый триптих – мутноватое черно-бело-серое введение в сон-инобытие, когда затухает и отключается конкретика дня, – рассказывает куратор выставки, заслуженный деятель РК Екатерина Резникова, – Далее то нарастает, то слабеет ощущение тревоги и драматизма, который испытывает сам автор, отражая также и общее состояние социума, два года живущего в условиях пандемии. А справа, в завершающем триптихе мир вновь обретает конкретные формы. Происходит яркое красно-желто-белое оптимистическое возвращение в прекрасный и яростный мир. 

По словам искусствоведа, художник будто ставит перед собой априори невыполнимую задачу – зафиксировать образы подсознания, даже если те не всегда прекрасны. Он обращается к философским, метафизическим проблемам. Здесь главенствуют в первую очередь духовные смыслы: размышления о загадочности бытия, о трагичной хрупкости человеческой жизни, о неоднозначности всего происходящего. Общая неустойчивость и подвижность внутреннего состояния в работах находит отражение в названии «Переход». 

На счету Алмаса Нургожаева уже немало персональных выставок. Первая экспозиция «Дебют» состоялась в 2019 году. С тех пор мастер выставляется регулярно. Искусствоведы отмечают, что в основе творческой манеры Алмаса Нургожаева лежат крупный монументальный формат картин, экспрессия свободного рисунка, динамично-неожиданные ракурсы фигур с намеренно деформированными масштабами и экономная, почти гризайльная палитра цвета. Все эти качества явственно обозначились уже на первой персональной выставке. 

Новая экспозиция Алмаса Нургожаева «Переход» посвящена памяти художника Игилика Кулбаева. Она продлится месяц.

Статья опубликована в  №22, от 26.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Искусство как сон".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!