Искусство окрылять: балетмейстер Гульжан Туткибаева отметила 40-летие творческой деятельности на сцене родного театра

Искусство окрылять: балетмейстер Гульжан Туткибаева отметила 40-летие творческой деятельности на сцене родного театра
Фото: Кайрат КОНУСПАЕВ

Состоящий из двух отделений творческий вечер прошел в Казахском национальном театре оперы и балета имени Абая, художественным руководителем и главным балетмейстером которого является Гульжан Туткибаева.

Солисты КазНТОБ, «Аста­на Опера» и «Аста­­на балет» исполнили фрагменты классических и современных балетов. Народную артистку Казахстана чествовали коллеги из РК и РФ, а на сцене профессиональное мастерство показывали ее ученики – солисты балета, лауреаты международных конкурсов.

Вечер начался с поздравлений. На сцену вышли директор КазНТОБ имени Абая заслуженный деятель РК Нурбакыт Бокебаев, и.о. директора Алматинского хореографического училища имени Александра Селезнева заслуженный артист Казахстана Мурат Тукеев, художественный руководитель Алматинского хореографического училища, председатель Союза хореографов республики заслуженная артистка Казахстана Людмила Ли, балетмейстер заслуженный артист РСФСР Юрий Васиченко, президент Евра­зийского фонда культуры Ерулан Канапьянов. Они отметили большой вклад Гульжан Туткибаевой в развитие отечественного балета – как балерины, танцевавшей главные партии, и как хореографа и балетмейстера, поставившего и восстановившего ряд знаковых для театра спектаклей. Ее воспитанники Малика Ельчибаева, Богдан Вербовой и Ескали Каскарбай этим летом успешно выступили на престижном XIV Международном конкурсе артистов балета в Москве. 

В ходе вечера был показан фильм, в котором с юбилеем творческой деятельности Гульжан Туткибаеву поздравили ее коллеги из Алматы, Москвы, Петербурга. Они отмечали высокий профессионализм казахстанской коллеги и ее преданность балету. 

Так, народный артист России, премьер Большого театра с 1992 по 2013 год, ректор Академии русского балета имени Агрип­пины Вагановой Николай Цискаридзе помнит Гуль­жан Туткибаеву со времени своей учебы в Московском хореографическом училище (ныне Московская государственная академия хореографии). Выпускники одного учебного заведения, они встретились на XIV Московском международном конкурсе артистов балета, где оба участвовали в работе жюри. 

– Гульжан помню с Московского конкурса 1989 года. Она очень ярко выступала, я тогда еще учился в балетной школе, там висели ее фотографии, и я знал, что она была выпускницей Московского училища. Я тогда ходил на многие конкурсы, за нее болел тоже, потому что она из моей школы. Сейчас, на XIV конкурсе, Гульжан подошла ко мне знакомиться, а я сказал: прекрасно вас помню, но вы меня не помните, потому что я тогда еще сидел в зале, – поделился Николай Цискаридзе. 

Из 40 лет служения искусству 20 лет Гульжан Туткибаева танцевала на сцене, была прима-балериной. 

На юбилейном вечере были исполнены фрагменты из спектаклей «Спартак», «Щелкунчик», «Корсар», «Кар­мен-сюита», «Анна Ка­ре­нина», «Красная Жи­зель» и других постановок. Из 15 сцен девять были дуэтами. Зрители увидели успешно выступивших летом на Московском международном конкурсе Малику Ельчибаеву, Богдана Вербового, Ескали Каскырбая, а также солистов Арису Хашимото, Гульбаршин Касаболат и других мастеров балетной сцены Алматы и Астаны. 

В интервью «Вечёрке» Гульжан Туткибаева подчеркнула, что КазНТОБ имени Абая высоко котируется в мире хореографического искусства, на его сцене хотят танцевать не только казахстанские артисты, но и представители других стран. Молодые артисты стремятся хорошо себя показать. 

– Техника растет, наша молодежь – это сильные, яркие артисты. Конечно, кто-то может сказать, что и раньше солисты были прекрасными, и это правда, блестящие солисты были всегда. Но живое искусство интересно современным моментом, тем, что происходит здесь и сейчас. Задача в том, чтобы этот момент использовать и полностью раскрыться, – поделилась Гульжан Туткибаева.

По словам балетмейстера, зрителю также интересно наблюдать за развитием артиста, за новыми красками, которыми он наделяет свои образы от спектакля к спектаклю. 

– Сегодня зритель стал очень искушенным, потому что мир открыт для человека, он может многое видеть и сопоставлять. Поэтому «средненький продукт» демонстрировать нельзя, зритель это не примет. Планка поднята, и это факт. Конечно, нам предстоит еще много работать. Но мы стремимся раскрывать все, что есть в нашем творческом багаже, при этом не останавливаться, идти вперед, повышая профессионализм, – заключила Гульжан Туткибаева.

Статья опубликована в  №142, от 01.12.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Искусство окрылять".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!