Казахский национальный театр драмы открыл сезон спектаклем «Карагоз» в честь 125-летия Мухтара Ауэзова

Фото предоставлено Казахским национальным театром имени М. Ауэзова
Фото предоставлено Казахским национальным театром имени М. Ауэзова

Нынешний сезон для старейшего драматического театра страны особенный, он посвящен наследию Мухтара Ауэзова – романиста, абаеведа, драматурга, лично принимавшего участие в создании репертуарной основы театра, спектаклей, которые со временем стали его неотъемлемой частью.

Почти за 100 лет существования театра не было такого состава, который бы ни прикоснулся к наследию Мухтара Ауэзова. Произведения классика – это объединяющее звено театра, символ преемственности поколений, передачи традиций от аксакалов к молодежи.

К слову, перед первой премьерой сезона на сцену поднялись представители творческого состава, определяющие политику коллектива. В их числе народный артист СССР, худрук театра Асанали Ашимов, заслуженный деятель РК, директор театра Еркин Жуасбек, народный артист Казахской ССР, советник директора театра, режиссер Есмухан Обаев и другие работники театра. Они пожелали труппе успешного сезона, а публике – запоминающихся встреч с искусством.

Коллектив открыл сезон спектаклем по одному из самых известных драматургических произведений Ауэзова – пьесе «Карагоз». Над постановкой работал молодой, но уже известный режиссер Елик Нурсултан. В минувшие сезоны он поставил два ставших событийными спектакля – «Шағала» по пьесе Антона Чехова «Чайка» (на сцене ТЮЗа имени Г. Мусрепова) и «Пері қатын» по пьесе Бертольда Брехта «Мамаша Кураж и ее дети» (на сцене Национального театра драмы имени М. Ауэзова). В обоих постановках режиссер представил новые сценические решения, тонко соединил классику с передовыми технологиями, при этом отчетливо расставил драматургические акценты и показал современность обоих сюжетов.

Ранее, в преддверии нового театрального сезона, директор театра анонсировал нам постановку пьесы «Карагоз». Он подчеркивал, что перед режиссером стоит задача классического осмысления драматургического произведения.

Это было непросто, так как в истории казахского театра существуют примеры очень сильных постановок трагедии Ауэзова – в разные годы над ними работали народный артист СССР Азербайжан Мамбетов и режиссер Дамеш Арынгазиева, заслуженный деятель РК Булат Атабаев и другие известные постановщики.

Тем не менее Елик Нурсултан взялся за эту работу и, как показал премьерный спектакль, с успехом выполнил поставленную задачу – создать постановку со своим режиссерским видением.

Режиссер представил классический спектакль, но в рамках этой задачи нашлось место оригинальным решениям. В спектакле прослеживался индивидуальный почерк постановщика: как правило, вместе со сценографом он изобретает некую конструкцию, которая служит и постоянной декорацией, и метафорой, и даже героем. В спектакле «Карагоз» такой конструкцией стал круг. Каждый зритель был волен трактовать этот символ по-своему: по ходу пьесы данная конструкция могла символизировать юрту, замкнутый круг и даже обручальное кольцо.

Сильная метафора в начале спектакля придумана режиссером с использованием вращающегося круга сцены: против движения идут аульчане, словно преодолевая законы гравитации – тяготы жизни и непоколебимость суровых законов степи, они тяжело ступают, пригнувшись вперед, пытаясь устоять под напором судьбы.

В селе, богатство которого растет благодаря удачному с коммерческой точки зрения браку девушек, не отступают от традиций. За этим следит властная Байбише Мөржан (Данагуль Темирсултанова). Но Карагоз (Индира Кулма­гамбетова) и Сырым (Еркебулан Дайыров) решают идти против течения. Такой поступок влюбленных делает несчастными всех, в том числе жениха, а потом и мужа Карагоз – Нарша (Берик Айтжанов).

От драматичности ситуации и острых переживаний Карагоз теряет рассудок. Как задумал режиссер, она оказывается внутри кольца – это замкнутый круг, в котором мечется героиня. На языке безумия она обращается к другим персонажам, но между ними – непреодолимая преграда.

Увидев своего возлюбленного и на мгновение придя в рассудок, Карагоз умирает.

В спектакле играют все – и декорации, и музыка (сценограф – Мурат Сапаров, композитор – Болатбек Нуркасымов), и герои, причем не только главные, но и второго плана, массовка. Елик Нурсултан показал жителей благополучного аула, которых трагедия Карагоз не побудила критически переосмыслить суровые традиции, где нет места искренним чувствам. История влюбленных вызывает у них яростное осуждение и служит поводом для сплетен.

В любом спектакле важно поставить точку, ведь именно по финалу запоминается постановка. Тут Елик Нурсултан, как всегда, проявил изобретательность. По режиссерской задумке, собравшись вместе, аульчане грустят, но потом печальные интонации перетекают в лирическую и даже радостную песню – жизнь продолжается, люди переступили через трагедию, идут дальше, а суровые традиции продолжают править.

Что немаловажно, в спектакле режиссер показал эволюцию и преемственность театральных традиций, в игре актеров можно было разглядеть стилистику и довоенного времени (пьеса была написана в 1926 году), и последующих периодов, а также современности.

Будучи театральным педагогом, Елик Нурсултан смог донести до актеров свои идеи, вдохновить их на творчество. Это ощущалось в актерской игре, в полной отдаче всего творческого состава.

Спектакль получился классическим, при этом постановщик сумел найти такие приемы, которые делают его современным. Этим спектаклем старейший коллектив в очередной раз подтвердил свой высокий профессиональный уровень. Хочется пожелать спектаклю долгой и успешной жизни на сцене театра.

Статья опубликована в  №123, от 20.10.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Сюжет всех времён".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°