Корифей казахской печати: одному из первых журналистов Казахстана в этом году исполняется 150 лет

Корифей казахской печати: одному из первых журналистов Казахстана в этом году исполняется 150 лет

Казахстан в этом году отмечает 150-летний юбилей известного общественного деятеля, одного из первых журналистов Казахстана, основателя и первого редактора журнала «Айкап» Мухамеджана Сералина. 

Он родился в нынешнем Кара­балыкском районе Костанай­ской области. Свое первое образование получил у аульского муллы. После переезда с матерью в Троицк к родственникам начал обучаться в русской школе. Какое-то время юный Мухамеджан жил у бая, присматривал за его детьми, которые ходили в русско-казахскую школу. В скором времени и сам Мухамеджан поступил в эту школу, а в 1891 году окончил ее с отличием. 

После окончания школы Сералин сдал экзамены в Оренбургское училище, готовящего будущих учителей. Однако из-за сложного финансового положения ему пришлось вернуться в аул. На малой родине Мухамеджан работал учителем, преподавая одновременно и русский, и казахский языки. Да, легенда отечественной журналистики не имел высшего образования. 

В 1897 году Сералин вернулся в Троицк и устроился на завод сортировщиком шерсти. Работая там, он прочитал всю русскую классическую литературу, имевшуюся в библиотеке города. Он самостоятельно изучил казахское устное народное творчество, в совершенстве овладел русским, татарским и персидским языками, сам начал писать стихи. Первая поэма Сералина называлась «Гулькашима», она была издана в Оренбурге в 1903 году. Поэма посвящена трагической любви юноши и девушки, ставших жертвами старых обычаев.

«Топжарган», историко-реалистическая поэма, написанная в 1903 году, была издана в Троицке в 1907 году. В ней Мухамеджан Сералин мастерски изобразил казахский быт, воспроизведя эпизоды национально-освободительного восстания под руководством Кенесары и Наурызбая Касымовых в 30–40-е годы XIX века.

Сералин, будучи представителем интеллигенции своего времени, как демократ-просветитель осознавал всю значимость науки и образования для народа. Большое влияние на формирование его просветительских и педагогических взглядов оказала работа учителя в казахской школе.

Тяжелое положение национальной школы и культурно-бытовые условия народа подтолкнули его к решительным мерам. В 1911 году Сералин создал журнал «Айкап» – первый печатный орган на казахском языке, сыгравший важную роль в развитии казахской письменной литературы.

Создатель и первый редактор журнала сумел найти корреспондентов, журналистов, информаторов и сплотить их вокруг печатного органа, организовать политическую дискуссию, столкновение различных мнений. Журнал «Айкап» в те годы стал символом казахской печати.

О том, что кочевой образ жизни был главной причиной экономической отсталости казахского народа, говорили и Чокан Уалиханов, и Ибрай Алтынсарин. Однако впервые об этом на страницах журнала «Айкап» заговорил Мухамеджан Сералин. 

«Прошли те времена, когда мы могли жить, занимаясь животноводством и земледелием, ведя полукочевой образ жизни. К прошлому возврата нет. И не стоит сожалеть об этом. Теперь, чтобы выжить, нам необходимо жить в поселках и городах. И заниматься тем, чем занимается оседлое население», – писал в журнале Сералин. 

За время работы в журнале «Айкап» Сералин опубликовал более сорока публицистических статей и очерков. Писатель боролся с консерватизмом в быту и общественной жизни.

После установления советской власти Мухамеджан Сералин работал в редакции газеты «Ушкын» («Искра») в Оренбурге (1919–1920), затем в Кустанайской области в райисполкоме, позднее – в губисполкоме, с 1923 по 1926 год Сералин был редактором газеты «Ауыл». Также он является основоположником современной республиканской газеты «Егемен Казакстан». Сералин перевел на казахский язык поэму «Рустем и Сухраб» с вольного переложения Василия Жуковского из эпопеи «Шахнаме» Фирдоуси, повесть «Полынь» Анатолия Сорокина.

В 1926–1928 годах Мухамеджана Сералина поразил паралич, и он возвратился в свой аул. Несмотря на недуг, продолжал служить казахскому народу: основал село Аксор, открыл в нем школу, клуб, баню, организовал водохранилище, сажал деревья и выращивал фрукты. Скончался талантливый редактор и публицист в мае 1929 года. 

В Карабалыке есть аул, который называется Старый Урнек. У этого аула находится небольшое озеро Сералы. На его высоком берегу покоится прах Мухамеджана Сералина. Говорят, перед смертью Мухамеджан завернул в кошму и зарыл в землю один сундук со своими рукописями и книгами. Неоднократно в том регионе проводили раскопки, но так ничего и не нашли. Возможно, это всего лишь легенда, а быть может, эти рукописи будут найдены. Тогда они составят основу золотого фонда истории отечественной журналистики. 

Статья опубликована в  №136, от 17.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Корифей казахской печати".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!