Имя Джансугурова носят улицы, школы, музеи, театры, филармонии, университеты, районные центры. Ильяс трудился на благо отечественной литературы, воспевал историю своего народа, занимался общественной деятельностью. Он был всесторонней личностью – поэтом, писателем, публицистом, журналистом, переводчиком, общественным деятелем. О его трудах и многогранности в интервью «Вечёрке» рассказал руководитель центра «Ильясоведение» доктор филологических наук, профессор кафедры казахского языка и литературы Муратбек Имангазинов. Ильясоведением профессор занимается на протяжении 30 лет.
– В то время, когда я учился в аспирантуре, утвердил тему своей заключительной работы, она называлась «Ильяс Джансугуров – прозаик». Работая с архивом, я искал ответ на вопрос, как Ильяс стал прозаиком. Некоторые рукописи были написаны арабской вязью, с которой на тот момент я не был знаком. Тогда мне на помощь пришел мой сокурсник и научил арабскому письму. После этого я познакомился с трудами Ильяса на арабском и перевел пару произведений из них на кириллицу. У меня была исключительная возможность поработать с уже опубликованными, а также ранее не видевшими свет произведениями Ильяса. Я использовал их в своей диссертации, – начал свой рассказ Муратбек Имангазинов.
Неоспоримо то, что Ильяс Джансугуров – талантливый поэт, но его проза не уступала по значимости его стихотворениям и поэмам.
– Ильяс пришел к прозе в 1921 году, до этого занимался в основном поэзией. Его лирика и поэзия вознесли его на вершину литературного Олимпа. Джансугуров начал писать прозу, когда приехал в Алма-Ату, где работал в таких изданиях, как «Тілші», «Жетысу әйелі», «Қазақ», «Енбекші қазақ». Даже если Ильяс занимал другие посты, ему необходима была связь с редакцией, он все время активно писал. Свои первые произведения в жанре прозы он начал публиковать именно в газетах и журналах. Одно из значимых прозаических произведений писателя – «Смерть рабыни». В нем Ильяс описывал жизнь казашек в XIX веке, трудности, с которыми сталкивается женщина по имени Алка. Она переживает очень тяжелые жизненные ситуации. Особенность этого произведения в том, что мы можем сопоставить его с другими шедеврами мировой литературы – например, с «Униженными и оскорбленными» Достоевского. Можно провести параллель между произведениями Достоевского и Джансугурова. Если Федор Михайлович писал про сложную жизнь русских, то Ильяс – про бедственное положение казахов.
Основная цель, которую преследовал Джансугуров при написании «Смерти рабыни», – показать, через что пришлось пройти Алке. Смерть мужа, призыв в армию двух детей, замужество не по своей воле – это малая часть того, с чем столкнулась главная героиня. Помимо «Смерти рабыни» постепенно публиковались и другие произведения Ильяса – «Бауылған балапан», «Жедел жәрдем». С 1921 года по 1925-й Джансугуров опубликовал около 30 произведений в жанре прозы. Он писал во многих жанрах и формах: публицистика, рассказы, повести, художественная литература, очерки, исторические заметки. В то время, когда нужно было писать исторические публикации, рассматривать культурные аспекты народа и драму, постепенно раскрывались сущность и характер Ильяса. Все его творчество в молодости было посвящено цели возвысить литературу Казахстана, заложить ее основы. Он много трудился ради этого. Мы видим его многогранность – журналист, переводчик, композитор, драматург. Даже если в свет вышло около 30 произведений Ильяса и имя его гремело, он говорил: «Я вышел из простого народа. Мне осточертела моя безграмотность». Он ставил перед собой цель получить образование и достиг ее в самом первом высшем учебном заведении Казахстана – в Казахском институте просвещения. Он был директором этого заведения в свои 28-29 лет. Тем не менее постоянно говорил о своей безграмотности, и, желая получить больше знаний, написал заявление об увольнении. В 1925-м уехал учиться в Коммунистический университет журналистики с целью стать журналистом и прозаиком. Там Ильяс познакомился с ленинской марксистской методологией, всемирной литературой, ее известными представителями из Западной и Восточной Европы. Постепенно Джансугуров начал читать и русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого. Это все навело его на мысль об отсталом уровне казахской литературы, после чего он начал посвящать все свое время повышению имиджа и уровня отечественной литературы.
Во время репрессий многие творения Джансугурова были утеряны. Одной из поэм, которые канули в Лету, стал «Белый город» («Ақ қала»). Ильяс написал ее в пылу эмоций во время голода 1931-1932 годов.
– Это было в 1931 году, во время голода. Ильяс, видя бедственное положение народа, написал поэму «Ақ қала». Ужасно то, что она утеряна. Основной сюжет, по словам Фатимы Габитовой, таков: одной страной правит тиран-падишах и заявляет, что хочет устроить праздник. Посреди зимы он собирает народ и заставляет людей строить город из льда, в котором проводит всякие праздники, гулянья. В это время народ за стенами страдает от голода. Падишах и его окружение не видят бедственного положения людей, они думают лишь о себе. Ильяс описывал судьбу народа весьма реалистично. Особенно впечатляюща кульминация поэмы – наступила весна, город начал таять, и когда от него ничего не осталось, у основания стало видно тысячи человеческих костей. Ильяс написал эту поэму с особым пафосом, используя аллегорию – город падишаха буквально стоял на останках людей, погибших от голода, – поделился историей руководитель центра «Ильясоведение».
– В Москве Ильяс виделся с Максимом Горьким, между ними завязался диалог, Горький спросил, над чем сейчас работает Ильяс. Джансугуров ответил, что работает над поэмой «Жорық» («Поход») – о походе на мыс Челюскина. Тогда Горький покачал головой и высказал свое негодование: «У тебя есть свой народ, ты должен воспевать его историю». Думаю, что это замечание подвело Ильяса к определенной мысли – он начал писать об истории казахов. «Күй», «Күйши», «Дала», «Кулагер», «Исатай», «Махамбет», «Рустем қырғыны» – эти произведения он написал после поездки в Москву, и это был уже другой, новый уровень для Ильяса. Считается, что у него есть 11 поэм, но это не так – их 19. Особенное произведение Ильяса – «Кулагер». По возвращении из Москвы Ильяс сказал своему товарищу Сакену Сейфуллину: «У нас есть известный акын Акан Сери, он же из твоих краев, давай съездим туда». Так, они вдвоем отправились в Кокшетау, в местность под названием Арқа. Они побывали на родине Акана Сери, там, где был ас Сагыная. Беседуя с местными жителями, Ильяс узнал о гибели Кулагера.
Вернувшись в Алма-Ату, поэт начал работу над поэмой «Кулагер». Поэма была закончена в 1936 году, впервые ее опубликовали в газете «Еңбекші қазақ». «Кулагер» выходил в восьми номерах газеты. Поэма считалась произведением искусства. У Ильяса был такой распорядок: он вставал поутру, завтракал и отправлялся на работу. В четыре часа возвращался, ужинал, отдыхал, прогуливался и садился за работу в 11 часов ночи и сидел так до четырех-пяти утра. Ему не нравилось, когда кто-то нарушал его режим, – сообщил доктор филологических наук.
По словам Муратбека Имангазинова, на творчество Ильяса особое влияние оказал народный фольклор.
– Ильяс в детстве очень много изучал богатый казахский фольклор. У него был особый дар – запоминать в точности то, что слышал. В то время в казахских аулах собиралась молодежь, акыны, жыршы. Ильяс слушал, что они говорили, пели, и запоминал. Многие слова устного народного творчества не используются сейчас, а Ильяс их употреблял в своих произведениях. Мы до сих пор не можем дойти до этимологии многих слов. Он мастерски воспользовался этим моментом и писал стихи на этом языке. Джансугуров любил описывать все до мельчайших подробностей, используя музыку слов, ритмы. Он чувствовал мелодию – это редкость, не каждый может такое, – подытожил руководитель центра «Ильясоведение».
Статья опубликована в №87, от 30.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Литературный гений".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!