Литературный гений: 80 лет назад Ильясу Джансугурову поставили клеймо «враг народа»

Литературный гений: 80 лет назад Ильясу Джансугурову поставили клеймо «враг народа»

Нет ни одного казахстанца, который не знал бы Ильяса Джансугурова. 80 лет назад на нем было клеймо «врага народа», а сейчас он – олицетворение казахской поэзии, один из ее основателей.

Имя Джансугурова носят улицы, школы, музеи, театры, филармонии, университеты, районные центры. Ильяс трудился на благо отечественной литературы, воспевал историю своего народа, занимался общественной деятельностью. Он был всесторонней личностью – поэтом, писателем, публицистом, журналистом, переводчиком, общественным деятелем. О его трудах и многогранности в интервью «Вечёрке» рассказал руководитель центра «Ильясоведение» доктор филологических наук, профессор кафедры казахского языка и литературы Муратбек Имангазинов. Ильясоведением профессор занимается на протяжении 30 лет.

– В то время, когда я учился в аспирантуре, утвердил тему своей заключительной работы, она называлась «Ильяс Джансугуров – прозаик». Работая с архивом, я искал ответ на вопрос, как Ильяс стал прозаиком. Некоторые рукописи были написаны арабской вязью, с которой на тот момент я не был знаком. Тогда мне на помощь пришел мой сокурсник и научил арабскому письму. После этого я познакомился с трудами Ильяса на арабском и перевел пару произведений из них на кириллицу. У меня была исключительная возможность поработать с уже опубликованными, а также ранее не видевшими свет произведениями Ильяса. Я использовал их в своей диссертации, – начал свой рассказ Муратбек Имангазинов.

Проза Джансугурова

Неоспоримо то, что Ильяс Джансугуров – талантливый поэт, но его проза не уступала по значимости его стихотворениям и поэмам.

– Ильяс пришел к прозе в 1921 году, до этого занимался в основном поэзией. Его лирика и поэзия вознесли его на вершину литературного Олимпа. Джансугуров начал писать прозу, когда приехал в Алма-Ату, где работал в таких изданиях, как «Тілші», «Жетысу әйелі», «Қазақ», «Енбекші қазақ». Даже если Ильяс занимал другие посты, ему необходима была связь с редакцией, он все время активно писал. Свои первые произведения в жанре прозы он начал публиковать именно в газетах и журналах. Одно из значимых прозаических произведений писателя – «Смерть рабыни». В нем Ильяс описывал жизнь казашек в XIX веке, трудности, с которыми сталкивается женщина по имени Алка. Она переживает очень тяжелые жизненные ситуации. Особенность этого произведения в том, что мы можем сопоставить его с другими шедеврами мировой литературы – например, с «Униженными и оскорбленными» Достоевского. Можно провести параллель между произведениями Достоевского и Джансугурова. Если Федор Михайлович писал про сложную жизнь русских, то Ильяс – про бедственное положение казахов.

Основная цель, которую преследовал Джансугуров при написании «Смерти рабыни», – показать, через что пришлось пройти Алке. Смерть мужа, призыв в армию двух детей, замужество не по своей воле – это малая часть того, с чем столкнулась главная героиня. Помимо «Смерти рабыни» постепенно публиковались и другие произведения Ильяса – «Бауылған балапан», «Жедел жәрдем». С 1921 года по 1925-й Джансугуров опубликовал около 30 произведений в жанре прозы. Он писал во многих жанрах и формах: публицистика, рассказы, повести, художественная литература, очерки, исторические заметки. В то время, когда нужно было писать исторические публикации, рассматривать культурные аспекты народа и драму, постепенно раскрывались сущность и характер Ильяса. Все его творчество в молодости было посвящено цели возвысить литературу Казахстана, заложить ее основы. Он много трудился ради этого. Мы видим его многогранность – журналист, переводчик, композитор, драматург. Даже если в свет вышло около 30 произведений Ильяса и имя его гремело, он говорил: «Я вышел из простого народа. Мне осточертела моя безграмотность». Он ставил перед собой цель получить образование и достиг ее в самом первом высшем учебном заведении Казахстана – в Казахском институте просвещения. Он был директором этого заведения в свои 28-29 лет. Тем не менее постоянно говорил о своей безграмотности, и, желая получить больше знаний, написал заявление об увольнении. В 1925-м уехал учиться в Коммунистический университет журналистики с целью стать журналистом и прозаиком. Там Ильяс познакомился с ленинской марксистской методологией, всемирной литературой, ее известными представителями из Западной и Восточной Европы. Постепенно Джансугуров начал читать и русских классиков: Пушкина, Лермонтова, Толстого. Это все навело его на мысль об отсталом уровне казахской литературы, после чего он начал посвящать все свое время повышению имиджа и уровня отечественной литературы.

Белый город

Во время репрессий многие творения Джансугурова были утеряны. Одной из поэм, которые канули в Лету, стал «Белый город» («Ақ қала»). Ильяс написал ее в пылу эмоций во время голода 1931-1932 годов.

– Это было в 1931 году, во время голода. Ильяс, видя бедственное положение народа, написал поэму «Ақ қала». Ужасно то, что она утеряна. Основной сюжет, по словам Фатимы Габитовой, таков: одной страной правит тиран-падишах и заявляет, что хочет устроить праздник. Посреди зимы он собирает народ и заставляет людей строить город из льда, в котором проводит всякие праздники, гулянья. В это время народ за стенами страдает от голода. Падишах и его окружение не видят бедственного положения людей, они думают лишь о себе. Ильяс описывал судьбу народа весьма реалистично. Особенно впечатляюща кульминация поэмы – наступила весна, город начал таять, и когда от него ничего не осталось, у основания стало видно тысячи человеческих костей. Ильяс написал эту поэму с особым пафосом, используя аллегорию – город падишаха буквально стоял на останках людей, погибших от голода, – поделился историей руководитель центра «Ильясоведение».

История родного народа

– В Москве Ильяс виделся с Максимом Горьким, между ними завязался диалог, Горький спросил, над чем сейчас работает Ильяс. Джансугуров ответил, что работает над поэмой «Жорық» («Поход») – о походе на мыс Челюскина. Тогда Горький покачал головой и высказал свое негодование: «У тебя есть свой народ, ты должен воспевать его историю». Думаю, что это замечание подвело Ильяса к определенной мысли – он начал писать об истории казахов. «Күй», «Күйши», «Дала», «Кулагер», «Исатай», «Махамбет», «Рустем қырғыны» – эти произведения он написал после поездки в Москву, и это был уже другой, новый уровень для Ильяса. Считается, что у него есть 11 поэм, но это не так – их 19. Особенное произведение Ильяса – «Кулагер». По возвращении из Москвы Ильяс сказал своему товарищу Сакену Сейфуллину: «У нас есть известный акын Акан Сери, он же из твоих краев, давай съездим туда». Так, они вдвоем отправились в Кокшетау, в местность под названием Арқа. Они побывали на родине Акана Сери, там, где был ас Сагыная. Беседуя с местными жителями, Ильяс узнал о гибели Кулагера.

Вернувшись в Алма-Ату, поэт начал работу над поэмой «Кулагер». Поэма была закончена в 1936 году, впервые ее опубликовали в газете «Еңбекші қазақ». «Кулагер» выходил в восьми номерах газеты. Поэма считалась произведением искусства. У Ильяса был такой распорядок: он вставал поутру, завтракал и отправлялся на работу. В четыре часа возвращался, ужинал, отдыхал, прогуливался и садился за работу в 11 часов ночи и сидел так до четырех-пяти утра. Ему не нравилось, когда кто-то нарушал его режим, – сообщил доктор филологических наук.

По словам Муратбека Имангазинова, на творчество Ильяса особое влияние оказал народный фольклор.

– Ильяс в детстве очень много изучал богатый казахский фольклор. У него был особый дар – запоминать в точности то, что слышал. В то время в казахских аулах собиралась молодежь, акыны, жыршы. Ильяс слушал, что они говорили, пели, и запоминал. Многие слова устного народного творчества не используются сейчас, а Ильяс их употреблял в своих произведениях. Мы до сих пор не можем дойти до этимологии многих слов. Он мастерски воспользовался этим моментом и писал стихи на этом языке. Джансугуров любил описывать все до мельчайших подробностей, используя музыку слов, ритмы. Он чувствовал мелодию – это редкость, не каждый может такое, – подытожил руководитель центра «Ильясоведение».

Статья опубликована в  №87, от 30.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Литературный гений".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!