Она создает ювелирные изделия из серебра и полудрагоценных камней по мотивам традиционных казахских украшений.
Каждая завитушка, каждая капелька в них не просто художественное решение, а взгляд в прошлое, отпечаток истории, быта и традиций народа Великой степи.
– Мой дед был известным ювелиром, а я всегда хотела продолжить его дело, – признается мастер. – При этом по специальности я эколог и преподаватель начальных классов. У меня два высших образования и оба не связаны с ювелирным делом. Однако я последовала за мечтой, наверное, гены взяли свое.
По ее словам, основной замысел ее дела заключается в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в возрождении символов кочевого народа. Так, например, среди молодежи стали пользоваться спросом традиционные шашбау. Издревле для казахов это было не просто украшение – оно имело сакральный смыл. Кочевники верили, что чем красивее шашбау, тем надежнее защита хозяйки длинной косы от злых духов, ведь по поверьям нечисть чаще всего цеплялась за волосы девушек.
– В прежние времена наши прабабушки подвязывали шашбау на косички девочкам с малых лет. Чем громче звенели шашбау, тем больше замечаний делали девочке. Таким образом с помощью украшения проводилась еще и воспитательная работа. Девочка вырастала кроткой, неторопливой, аккуратной, мягкосердечной, с гордой осанкой, изящной и плавной походкой. Вообще, каждый рисунок, орнамент в украшении имел определенный сакральный смысл, оберегал от сглаза. Защищал от злых духов, – рассказывает ремесленница.
В своей работе она отдает предпочтение именно серебру, и дело даже не в том, что это самый послушный и податливый материал, – издревле у казахов он всегда был особенно ценен.
– Само серебро считалось более полезным металлом и ценилось больше золота. К примеру, почерневшее серебряное изделие говорило о болезни его обладателя, а серебряные браслеты служили антибактериальным средством защиты, что особенно важно для женщины при работе на кухне. О благородстве серебра упоминается и в мусульманской религии. Мне хотелось бы привлечь внимание общественности к этой теме, изменить подход к выбору ювелирных изделий в пользу серебра, – отмечает мастер.
Создавать казахские национальные украшения было давней мечтой Акжол Ахметовой, осуществить которую ей помогло государство. В прошлом году она получила грант в 5 миллионов тенге в рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса-2025» на открытие цеха по производству ювелирных изделий. Предпринимательница подала заявку на участие в программе в Центре предпринимательства Qolday и спустя несколько месяцев успешно защитила проект и стала на шаг ближе к мечте.
На средства программы Акжол Ахметова приобрела станки для литья, лазерной резки, полировки и обработки серебра, ну и, конечно, само сырье для творчества: серебро и натуральные камни.
Как оказалось, спрос на традиционные украшения есть, причем с каждым годом становится все больше ценителей традиционного искусства. Первыми клиентами нового ювелирного цеха стали родные и знакомые, но слава о великолепных изделиях быстро разнеслась по городу даже без особой рекламы. Акжол сама придумывает стиль и дизайн изделий, старается подходить к этому вопросу очень трепетно, сохраняя в укращениях национальный код. Сейчас в ассортименте мастера шашбау (подвески для волос), бiлезік (женский браслет), жүзiк (перстень), алка (цепочка с подвеской). Такие изделия охотно покупают как ценители национального достояния, так и современные модники, а также для приданного невесты, на юбилеи, свадебные подарки и по торжественным случаям коллегам. Отправляются украшения Акжол и в частные коллекции.
– Государственная программа помогла мне реализовать давнюю мечту – открыть собственный цех. Сейчас у меня работают два ювелира, с ними я делюсь опытом и идеями. У нас много творческих планов, которые еще только предстоит осуществить, – поделилась Акжол Ахметова.
Статья опубликована в №87, от 30.07.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Серебро традиций".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!