Музыка длиною в жизнь

Музыка длиною  в жизнь

Более двух тысяч казахских традиционных музыкальных инструментов изготовил Жолаушы Турдугулов. Этому ремеслу мастер посвятил более полувека жизни.

70-летний мастер Жолаушы Турдугулов – лауреат множества конкурсов и основатель собственной школы по изготовлению более 20 традиционных музыкальных инструментов. Удостоен звания «Лучший мастер 2020 года» престижной международной премии в области ремесел International Craft Awards, которая была учреждена в знак признания ремесленников и дизайнеров со всего мира за их выдающийся вклад в устойчивое развитие креативной и ремесленной индустрии.

Домбры, кобызы и другие музыкальные инструменты Турдугулова известны по всей стране и даже за ее пределами. Инструменты, изготовленные руками мастера, обладают особенно ярким звучанием, магической притягательностью и уникальным дизайном. Ни одна домбра не похожа на другую ни «голосом», ни формой.



– С детства у меня замечали талант к прикладному искусству, – вспоминает музыкальных дел мастер. – Я брал ножик и вырезал из дерева разные предметы. До армии я и не думал, что выберу такой путь. Мой прадед со стороны матери был ремесленником Байжума. Наверное, как-то по крови передалось. Я вырос в Маркакольском районе Восточно-Казахстанской области. Тогда, в 70-х годах, в наших краях было очень много творческих людей. Будучи молодым, устроился в местный Дом культуры: и актером был, и режиссером, и даже танцором. Тогда же я и начал делать домбры. Разбирал старые инструменты, реставрировал и изучал. Оглядываясь назад, я радуюсь, что смог внести свой вклад в развитие национального ремесленничества. Сейчас домбра известна на весь мир. Звук ее знают и любят везде.

Свой первый инструмент Жолаушы Турдугулов сделал, когда служил в армии в Приморском крае. Он сильно тосковал по родине, и в руки так и просился инструмент, который напоминал бы ему о доме. Осуществить задумку помог армейский друг. Он был домбристом и знал, как должен звучать инструмент. И хоть оба никогда не занимались изготовлением музыкальных инструментов – решили попробовать.

– Через месяц сделали домбру. До этого я не знал, как делать, даже не играл, – улыбается ремесленник.

У них получилось. Домбра «запела». Два года службы Жолауши, его друг и еще некоторые ребята из Казахстана и Кыргызстана коротали вечера, разучивая кюи, заряжаясь добрыми мотивами Великой степи. Пожалуй, именно тогда он нашел свое призвание, и по сей день не просто изготавливает инструменты, но и передает свои знания молодому поколению. Несмотря на то, что уже на пенсии, продолжает работать в своей мастерской, и до сих пор к нему приходят его ученики, ныне признанные мастера.

Жолаушы Турдугулов – опытный наставник. Он является автором многих научных и методических публикаций по прикладному искусству. Его воспитанники неоднократно побеждали на республиканских и международных конкурсах: «Үкілі домбыра», «Дана қобыз», «Шабыт», «Ортеке», «Шебер» и других.

Каждый музыкальный инструмент, изготовленный мастером, как отпечаток пальцев, второго такого не найти во всем мире. Даже если на первый взгляд может показаться, что, к примеру, две домбры похожи – у каждой из них бу­дет свой ха­рактер. Да и звучать они будут совершенно по-разному. Работая над каждой деталью, мастер постукивает по ней и слушает, как она будет звучать. По его мнению, мелодичным должно быть все – даже каждая мелочь. Что интересно, но виртуозно играть на своих музыкальных инструментах мастер так и не научился. Как говорит он сам: «играю на всем, но по чуть-чуть».

– Когда делаешь профессионально инструмент, необходимо знать его звучание, определить тембр, колебание, долготу звука, а главное – структуру дерева. Прежде чем приступить к его изготовлению, смотрю музейные коллекции, сопоставляю, кто и как играл, изучаю звук, материалы, технологию, все это не так просто. Раньше я был художником-реставратором, эти навыки мне здорово помогли, – говорит Жолаушы Турдугулов.

На вопрос, сколько времени уходит на изготовление одного музыкального инструмента, однозначно ответить сложно. Это зависит и от качества дерева, и от сложности задумки, и даже от удачи.

– Если дерево «не звучит», то приходится до десяти раз разбирать инструмент. Чтобы сделать действительно хорошую домбру, уходит от двадцати дней до шести месяцев. А иногда отличная домбра получается и за десять дней. Это, если ко мне приходит вдохновение и удача на моей стороне, – говорит умелец.

Жолаушы Турдугулов изготовил инструменты для многих известных людей, в том числе для Нурсултана Назарбаева. Отечественные профессиональные артисты выбирают домбры мастера, среди них – участники музыкальных групп «МузАрт», «Улытау», также на его инструментах играют Макпал Жунусова, Асылбек Енсепов, Бекболат Тлеу­ханов и весь Казахский государственный академический оркестр народных инструментов имени Курмангазы. Авторские домбры есть и в США, во Всемирном музее музыкальных инструментов в Аризоне.

В мастерской ремесленника несколько десятков самых разных казахских народных инструментов – от домбры до кобыза и шертера. Мастеру даже доводилось изготавливать европейскую классическую скрипку.

– Также реставрирую инструменты. Делаю декоративные, художественные панно – резные, полурельефные, сюжетные, связанные с музыкальными инструментами. Провожу бесплатное обучение для детей. В общем, не останавливаюсь на достигнутом, Страдивари ведь до 60 лет был учеником у Николо Амати, – говорит мастер.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!