Навек со сценой: памятный вечер, посвященный 100-летию со дня рождения Юрия Померанцева, состоялся в Театре драмы им. Лермонтова

Спектакль был представлен в день рождения патриарха сцены, 11  февраля.

Постановка состояла из монологов-воспоминаний, отрывков из записанных на пленку спектаклей и интервью с артистом. На подмостки выходили партнеры по сцене прославленного актера, его ученики, ученики учеников. 

Но главным героем был сам Юрий Померанцев. Его живой образ представал в кадрах хроники, фрагментах видеоинтервью. Драматургия спектакля была выстроена таким образом, что народный артист с большого экрана как бы вступал в диалог со своими коллегами.

Вели вечер директор Национального русского театра драмы имени Михаила Лермонтова заслуженный деятель Казахстана Юрий Якушев, заслуженный деятель РК Марина Ганцева и заслуженная артистка Казахстана Наталья Долматова. Они напоминали вехи биографии мэтра сцены, а их коллеги делились живыми воспоминаниями об актере, цитировали его высказывания.

Так, худрук Театра имени Лер­монтова заслуженный артист РК Дмитрий Скирта рассказал о юношеских театральных чаяниях героя вечера. После чего эту тему с экрана продолжил сам Юрий Померанцев. 

«Нельзя не отметить одно очень важное событие, окончательно утвердившее меня в верном выборе профессии. Это была путевка в жизнь на сцену от знаменитого актера МХАТа Василия Ивановича Качалова, которому я отправил письмо. В нем было написано, что «я, московский школьник, посещал ваши спектакли, что вы такой великий актер. И посоветуйте мне, Василий Иванович, дорогой, как мне хорошо показаться на комиссии в театральную школу». Вы понимаете мою хитрость, я прекрасно знал, что нужно читать на комиссии, но мне хотелось получить автограф от Василия Ивановича Качалова», – делился ранее Юрий Померанцев, уже будучи народным артистом. 

Дмитрий Скирта 

Как признавался Юрий Борисович, он не рассчитывал на ответ, но, к великой радости подростка, Качалов написал ему маленькую записку. Народный артист СССР поддержал стремление Юры попробовать свои силы в искусстве.

«Я, не веря своим глазам, вскрыл конверт, а там был один маленький листик, но в левом верхнем углу было написано: «народный артист Советского Союза Василий Иванович Качалов». И единственной вещью, которую я взял на фронт, был этот листочек», – рассказывал с экрана Юрий Померанцев.

К слову, фронтовые годы оказались судьбоносными для будущего актера: после тяжелого ранения в 1943 году он приехал в Алма-Ату. Здесь в эвакуации находилась его мама. Померанцеву удалось устроиться в хор театра оперы и балета, где его и заметила режиссер Наталия Сац. Будущая народная артистка СССР готовилась открыть в Алма-Ате детский театр и находилась в поиске актеров для труппы. 

Отрывок из воспоминаний Наталии Сац на памятном вечере прозвучал в исполнении лауреата премии «Серпер» Анастасии Темкиной: 

«Я мечтала создать первый театр для детей. И какое счастье, что, едва приехав в Алма-Ату, я углядела в хоре гостей Герцога в опере «Риголетто» молодого Юру Померанцева. И сейчас в нашей «Красной Шапочке» Юра играет худого, вечно голодного волка… дети пищат от восторга».

К слову, как далее вспоминал заслуженный артист Казахстана Геннадий Балаев, на гастролях Лермонтовки в Москве они вместе с Юрием Померанцевым пришли в гости к Сац. Это было в середине 1960-х, когда она создавала в Москве детский музыкальный театр.

– Наталья Ильинична предложила Юрию Борисовичу стать участником открытия нового театра и служить в нем, но, поблагодарив своего педагога, он сказал, что останется в Алма-Ате, – рассказал Геннадий Балаев.

Геннадий Балаев

В то время уже более 10 лет Юрий Померанцев был актером труппы Театра имени Лермонтова, играл главных героев. Одной из центральных ролей стал Дон Кихот.

В память о той постановке монолог из спектакля «Дон Кихот» исполнил актер и режиссер Сергей Попов.

Всего же Юрий Померанцев воплотил на сцене более 150 ролей. 

Театральный расцвет в биографии Юрия Померанцева совпал с расцветом кинематографическим. Как делился с экрана Юрий Померанцев, ролей в кино было немного, но все они стали серьезной работой. В их числе роль генерала Власова в эпопее Юрия Озерова «Освобождение», роль геолога в фильме «Земля отцов» Шакена Айманова по сценарию Олжаса Сулейменова. К слову, встреча с Аймановым для Юрия Померанцева была судьбоносной. Один из основателей отечественной режиссуры предложил Юрию Борисовичу исполнить роль пожилого врача Лаврова в музыкальной комедии «Наш милый доктор». Айманов утверждал Померанцева без проб. Он говорил актеру, что имел возможность пригласить на эту роль Николая Черкасова – на это высоким руководством было дано разрешение. Но ему хотелось, чтобы все ключевые роли сыграли актеры из Казахстана. В тот период Юрию Померанцеву было немногим за 30, однако он очень правдоподобно сыграл пожилого человека.

«Шакен Кенжетаевич был человеком-праздником, своей жизнерадостностью он заражал других. А секрет популярности фильма «Наш милый доктор» в том, что Айманов собрал в нем всех звезд. Именно поэтому фильм с интересом смотрится и сегодня», – делился Юрий Померанцев в одном из видеофрагментов.

В ходе памятного вечера свое мастерство демонстрировали молодые актеры. Выйдя на сцену прямо из зрительного зала, они динамично исполнили отрывок из шекспировского «Короля Лира», следуя заветам Юрия Померанцева играть с полной отдачей. 

Завершали спектакль режиссер театра, кино и телевидения Игорь Пискунов и актриса Марина Ганцева.

Игоря Пискунова связывали с Юрием Померанцевым товарищеские отношения. Они установились после того, как в начале 2000-х Пискунов поставил на сцене Лермонтовки спектакль «Танго» по Славомиру Мрожеку. Там был задействован Юрий Померанцев. После премьеры спектакля режиссер и патриарх сцены стали тесно общаться, а позже Игорь Пискунов снял фильмы с Юрием Померанцевым «О вреде табака» по Антону Чехову и «Раз в неделю» по пьесе Джеффа Барона «Визиты к мистеру Грину». Пьеса Барона с Померанцевым в главной роли тогда же репетировалась и на малой сцене Лермонтовки – ее ставил Сергей Попов. 

– В репетициях театральной постановки возник перерыв, и мы решили сделать фильм по этой пьесе. Партнером Юрия Борисовича выступил Родион Толоконников, сын Владимира Алексеевича Толоконникова. Юрий Борисович тщательно подходил к репетициям, по его настоянию, завершив съемочный день, мы обсуждали план работы на завтра. И только все разложив по полочкам, уезжали домой, – вспоминал Игорь Пискунов.

Нина Жмеренецкая

О тщательности Юрия Поме­ран­цева, его постоянном поиске творческой новизны говорила и Марина Ганцева – актриса играла с корифеем сцены в спектакле «Однажды в Глостере» драматурга Израэля Горовица в постановке Сергея Попова. Она рассказала, как в одном из спектаклей произошел курьез – актер случайно смахнул со стола стеклянный стакан с водой, который разбился на множество осколков. Актриса не растерялась и, не прерывая действия, стала собирать осколки в ведро, а Юрий Померанцев начал ей подыгрывать. По окончании спектакля Померанцев выразил свой восторг получившейся сценой и предложил взять этот эпизод в постановку. К слову, спектакли «Однажды в Глостере» и «Визиты к мистеру Грину» Юрий Померанцев играл фактически до своих последних дней – актера не стало в марте прошлого года, ему было 99 лет. 

Вечер памяти Юрия Померанцева собрал полный зал, люди стояли даже в проходах. Таким образом вместе с труппой театра благодарные зрители отдали дань памяти актеру, любимому не одним поколением казахстанцев.

Статья опубликована в  №23, от 16.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "На век со сценой".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 449.58  486.94  4.86
Алматы 16.2°