Справедливая эпоха: особенности степных законов в «Жеты жарғы»

Источник фото: Vecher.kz
Источник фото: Vecher.kz

В 2022 году исполняется 335 лет со дня рождения великого оратора Казыбек би. Он был общественным и государственным деятелем, представителем и бием Среднего жуза, советником ханов Тауке и Абылая. Казыбек би родился у берегов реки Сырдарьи, происходит из племени аргын Среднего жуза.

Жизнь оратора

Оратор родился и жил в трудное время, когда брат мог убить брата за власть, а на казахскую степь положили глаз могущественные соседи. Молодой юноша рос смелым и смышленым. Поговаривают, что уже в 14 лет он ездил в свите Тауке хана к джунгарскому хюнтайши Цэвану Рабдану. Будущему бию удалось заключить мир с джунгарами и вернуть украденный скот и имущество. Джунгарский хюнтайши, пораженный мужеством и речивостью казахского юноши, прозвал его «қаз дауысты Қазыбек би» («гусиноголосым Казыбек би»). После этого Казыбек би два раза ездил в Джунгарское ханство вести переговоры от лица Тауке хана. За мудрость и справедливость Тауке хан назначил его главным бием Среднего жуза. При посредничестве бия было заключено временное перемирие во время вооруженных столкновений казахских и калмыцких ханств.

Вместе с Толе би и Айтеке би он трудился над тем, чтобы объединить вечно разрозненные племена казахов в одно целое. Бии совместно разработали свод законов «Жеты жарғы». После смерти хана Тауке шаткий союз племен, который ему удалось создать, начал потихоньку разваливаться. Воспользовавшись упадническим состоянием казахов, джунгары продолжили свои набеги. Казыбек би, как и многие другие мудрецы, призывал народ сплотиться и дать отпор врагу. Он думал о судьбе своего народа, понимал, что необходимо всеми возможными способами сохранить этнос казахов, а потому поддержал решение хана Абулхаира принять протекторат России. В 1741 году Казыбек би от имени рода аргын выразил готовность принять подданство российской империи.

Одной из самых главных миссий бия, безусловно, стало освобождение хана Абылая из джунгарского плена. С этой миссией оратор справился блестяще. Благодаря помощи российских властей Казыбек бию удалось вызволить из плена хана Абылая, а также вернуть 33 казахских города, захваченных джунгарами.

Оратор посвятил всю жизнь судебному делу, до самой своей смерти он выносил справедливые приговоры даже самим султанам и чингизидам – в 1748 году он был инициатором суда над султаном Бараком, который убил хана Абулхаира. Его назидания и высказывания веками передавались из уст в уста, но, пожалуй, самым главным детищем Казыбек бия, так же, как и Толе бия и Айтеке бия, является свод законов «Жеты жарғы».

Жеты жарғы

Время правления хана Тауке принято считать справедливой эпохой в истории Казахского ханства. Из-за участившихся междоусобиц, родовых распрей Тауке созывает трех биев и приказывает им составить свод законов. Такой, чтобы чтил традиции, но при этом был справедливым.

«Жеті жарғы» охватывали все аспекты и устои казахского общества. В нем были нормы административного, уголовного, гражданского права, а также положения о налогах и религиозных воззрениях.

Верховная власть была в руках хана, однако он не был единоличным правителем – хан делил свою власть с султанами и биями. Хан, султаны и бии ежегодно собирались осенью в одно место, среди степи, для рассуждения о делах народных. При этом все они должны были явиться на собрание с оружием – безоружных просто не допускали на курултай, они не имели права голоса.

Все казахские племена и роды имели свою собственную тамгу (печать) с «обязанностью накладывать их на весь скот и имущество для различения что кому принадлежит».

Убийство, увечье, изнасилование, побои, оскорбление, несоблюдение правил сыновней почтительности, воровство, прелюбодеяние, крово­смешение считались уголовными преступлениями. За эти преступления наказаниями являлись: кун (откуп), смерть, конфискация имущества, остракизм (изгнание), предание публичному позору. Изнасилование считалось тяжким преступлением и наказание за него было таким же, как и за убийство; самоубийц хоронили в отдельных местах. Кровосмешение каралось смертной казнью. При этом у казахов сохранился принцип «за кровь мстить кровью, за увечье – таким же увечьем», однако со временем оно начало терять свою силу.

Рабы не признавались юридическими лицами, они не имели голоса и, как и женщины, не могли выступать в суде. Полноправным юридическим лицом был только свободный, «могущий носить оружие» мужчина – хозяин дома, глава семьи. В «Жеті жарғы» вошли также некоторые установления шариата. В частности, предусматривающие меры защиты ислама и определяющие наказания за богохульство и переход в христианство.

Решение судей никогда не оспаривалось, потому что оно принималось с учетом всех нюансов, особенностей дела и максимально справедливо.

Статья опубликована в №37, от 09.04.2022 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Казыбек би: справедливая эпоха».

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 443.35  475.54  4.82
Алматы 6.9°