120 лет Габидену Мустафину: путь от рабочего до писателя-академика

120 лет Габидену Мустафину: путь от рабочего до писателя-академика

«Габиден... очень избирательный человек, обладающий тончайшим вкусом. 
Он с самого начала сумел определить свою тему в литературе».

Мухтар Ауэзов, лауреат Ленинской премии

«На родной земле»

Он родился в 1902 году в семье кочевника в местечке Сарытобе на берегу реки Нуры, у подножия Жауыр-Тау, в одном из двух саманных домиков в степи (ныне Бухар-Жырауский район Карагандинской области). С детства рос любознательным и активным. Начальное образование получил у аульного муллы, на Спасском заводе у табельщика выучился русскому языку, в 1916 году учился в заводской русско-казахской школе около двух лет. В юности пас байские стада, с двенадцати лет батрачил у русских кулаков – был пахарем, рабочим, находился в трудовой армии. 

Трудовую деятельность начал в родном ауле в 1918–1925 годах на разных должностях в аулсовете. Позже Габиден Мустафин с любовью и сыновним трепетом опишет родные места в своем очерке «Туған жерде» («На родной земле»). Он говорил: «Нет для любого человека ничего милее и ближе, чем край, где он родился и рос свободный, как вольная птица на просторах степей». 


С журналистики началось творчество

В 1925 году, не поступив на учебу в тогдашней столице Кызыл-Орде, Мустафин с осени стал работать регистратором в Верховном суде КазССР, что предопределило его дальнейшую судьбу в творческой сфере. Через его руки проходило множество жалоб, разного рода заявлений, писем, сюжеты которых он использовал в качестве информационных заметок, статей  и печатал в газете «Еңбекші қазақ» («Трудящийся казах», позже – «Социалистік Қазақстан»).  Постепенно начал писать рассказы, фельетоны, очерки, разоблачающие баев, и этому способствовало чтение жалоб трудящихся в судебные органы. 

Творчество воспринимал как идейное оружие в условиях классовой борьбы, именно она была основной темой его рассказов. Первым шагом Габидена Мустафина от газетных заметок и статей к художественной прозе стал рассказ «Сарсен и Мукаш», опубликованный в 1927 году в литературном альманахе «Жыл құсы» («Птица года»). Сочиняя рассказы, брал за образцы творческие опыты молодого Сабита Муканова, Сакена Сейфуллина и Беимбета Майлина. Основными темами его рассказов были тяжелое дореволюционное прошлое народа и новая жизнь после революции.

Первый сборник рассказов, новелл и очерков «Ер Шойын» вышел в 1929 году в Кызыл-Орде – о судьбе байского пастуха Шойына, показана классовая борьба между баями и бедняками, жизнь народа в казахском ауле. В предисловии книги автор писал, что сюжетом послужили рассказы бедняков. 

В 1932 году стал работать ответственным секретарем в газете «Пролетариат Караганды» («Қарағанды пролетариаты», позже областная газета «Советская Караганда»), в которой освещал трудовой ритм строящейся столицы угольной промышленности республики. Так творческая жизнь будущего писателя началась с журналистской деятельности.

Когда в Новосибирске открылась газета «Қызыл ту» («Красное знамя») для переселенцев на казахском языке, его направили туда, где он проработал в течение пяти лет (1933–1938) – набрался опыта работы и знаний на журналистской стезе, занимался самообразованием, изучал русскую литературу. Новосибирскую казахскую газету считал своим университетом. Именно там родилась идея создания романа о Караганде.

В 1938 году, переехав в Алма-Ату, стал работать сотрудником в редакции журнала «Әдебиет майданы» («Литературный фронт», ныне «Жұлдыз»),  с 1940 по 1948 год – главным редактором. 


Шахтерская Караганда в романе

В 1930-х годах будущий писатель приехал в родные края, в Караганду, работал подсобным рабочим, землекопом на шахтах, помощником механика и слесаря, учился в заводской школе и освоил специальности токаря и слесаря – он своими глазами видел примитивные условия разработки угольных шахт: работа кайлами и железными ведрами. Мустафин вспоминал: «Когда я приехал в Караганду, здесь было пять-шесть плохоньких бараков, оставшихся еще от англичан, имелось 30-40 человек рабочих. Начав работу в качестве землекопа, позже я побывал на разных работах, очищал, например, железо от ржавчины, и, пройдя несколько этапов, стал, наконец, токарем». Проработал на производстве около двух лет.

Этот опыт работы пригодился при создании первого индустриального романа в казахской литературе – «Караганда», который стал знаковым в литературном творчестве Габидена Мустафина и заметным явлением в советской литературе. Писатель показал рождение города шахтеров почти на документальной основе с 1929 года до первых механизированных шахт. 

Строительство Турксиба, предприятия Джезказгана, Караганды, Карсакпая, Лениногорска, Алтая – в стране активно создавались промышленные производства и неоценимую роль сыграли русские рабочие, приехавшие в Казахстан для оказания братской помощи в восстановлении и развитии мощного индустриального центра угольной промышленности, в подготовке новых кадров из вчерашних кочевников и батраков. Габиден Мустафин воспевал красоту труда человека, формирование и рост рабочего класса, колхозного строительства в казахской степи.

«Жизнь или смерть»  (написан в 1939 году, издан  в 1941-м) – первый роман Габидена Мустафина, посвященный Карагандинскому угольному бассейну, его шахтерам, становлению казахского рабочего класса. Это одно из первых произведений большого жанра, посвященных промышленной теме. «Жизнь или смерть» – первоначальный вариант будущего крупного романа «Караганда». В нем описан начальный период развития угольной промышленности в Караганде, строительство шахт. Писатель показывает изменения облика промышленной Караганды, принадлежавшей до революции английским капиталистам. Производственный процесс со всеми сложностями и трудностями, который совершался трудовым героизмом рабочих и инженеров, сплоченная дружба между рабочими разных национальностей, учившихся трудовым навыкам друг у друга, братская помощь прибывших рабочих из Донбасса и Кузбасса, –  все это отражено на страницах романа. Он частями публиковался в журнале «Литература и искусство» и обратил на себя внимание маститого прозаика-романиста Мухтара Ауэзова, который сам позвонил автору, сделав основательный разбор романа, отметив его достоинства и недостатки.  

Через двенадцать лет Габиден Мустафин переработал его, дав произведению новое название «Караганда», – так появился первый индустриальный роман в казахской литературе.


Трилогия о становлении нового строя

Произведения «Шига­нак» («Чига­нак»/­«Шига­нак Берсиев», 1945), «Миллионер» (1948), «После бури» (1960) входят в трилогию, в которой описывается строительство и утверждение нового мира после мятежных периодов революции и гражданской войны.

Героями его произведений стали мастера земледелия, такие как известный рисовод Актюбинской области Шиганак Берсиев, который совершил трудовой подвиг в период Великой Отечественной войны, получив рекордный урожай засухоустойчивого проса в безводных степях. Его труд и мастерство, проявленные в тяжелые военные годы, были оценены народом и деятелями литературы. На его родине в Актобе установлен памятник, в 1945 году Мустафиным создан роман «Шиганак».

Романы «Миллионер» (иногда называют повестью), «После бури» – о становлении нового строя  в казахской степи. Это классовая борьба в 1920-х, коллективизация, создание колхозов. Это борьба людей с суровой природой засушливого края. Это люди из народа, и, как писал Абдильда Тажибаев: «Героем любого его произведения является народ. Проблемы народной жизни, проблемы века он воплощает в яркие, индивидуализированные образы героев».

Особенно популярным в республике и в странах народной демократии был роман Мустафина «Миллионер», повествующий о борьбе демобилизованного офицера за новый аул. Прообразами некоторых персонажей стали люди, живущие на малой родине писателя, в совхозе Туздинском. Впервые опубликованный на казахском языке в 1948 году, он неоднократно переиздавался на казахском и русском языках. Роман был переведен на языки многих братских народов Советского Союза, также на ряд иностранных языков – английский, испанский, китайский (дважды), немецкий, венгерский, польский (дважды), румынский, французский, чешский (дважды), болгарский и другие языки.

Он хорошо был воспринят деятелями литературы в стране. Александр Фадеев, глава Союза писателей СССР, выступая в Париже на Конгрессе сторонников защиты мира, сказал: «В литературе казахского народа, который насчитывал в царское время только 1,5 процента грамотных, появляются сейчас замечательные романы. Один из них – роман Мухтара Ауэзова «Абай»... Другой – роман «Миллионер» Габидена Мустафина… В этом романе речь идет о колхозе, полном изобилия продуктов труда. Таких колхозов у нас много и их называют «миллионерами». 

В газете «Правда» была опубликована статья «Чувство нового», в которой роман «Миллионер» представлен как «произведение, воспевающее смелое начинание и энергичную борьбу активных колхозников, сумевших воспринять чувство нового». Автор за этот роман был удостоен Государственной премии Казахской ССР. 

Темой романа «После бури» (1960) является период советизации казахских аулов, годы раскулачивания середняков, конфискации имущества и скота у баев. Отдельные эпизоды связаны со случаями из частной жизни писателя.

Из драматических произведений, написанных Мустафиным, наиболее объемной является четырехактная пьеса «Беспокойный гость». Действие происходит в первые годы Советской власти в течение одних суток. По сюжету несколько хитрых парней обманули скупого бая и глупого волостного управителя-карьериста. В годы войны были написаны несколько пьес («Диверсант», «Отмщение» и другие).

Габиден Мустафин написал немало критических литературных статей и воспоминаний, часть которых издал в сборнике статей «Напевы мысли» в 1974 году. В 1978 году издал сборник «Мелодии раздумий», в который вошли его статьи о культуре, языке и литературе. В частности, он делился с читателями своими мыслями и опытом: «Мастерство заключается в умении найти и отобрать нужное слово. Когда я нахожу нужное слово или мудрую мысль, я радуюсь, как скакун, который наткнулся на целый мешок отборного зерна». 

Задумал он и трилогию мемуарных романов, первым из которых является автобиографическое повествование «Очевидец» (1963) – о жизненном пути самого писателя, выведенного под именем Сарыбала, и представителей старшего поколения.


Путь до писателя-академика

Признанный мастер слова прошел путь от рабочего до писателя-академика. Народный писатель Казахстана (1984), журналист, драматург, член-корреспондент АН Казахстана (1958). Труд его оценен двумя орденами Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом Октябрьской революции и орденом Великой Отечественной войны II степени, медалями и Почетными грамотами правительства Казахской ССР. Дважды был на посту председателя правления Союза писателей Казахстана: в 1953–57, 1961–64 годах.

Насколько серьезно относился писатель к своему творчеству, свидетельствуют его слова: «Как в науке нет прямой столбовой дороги, так нет ее и в художественной литературе. Я прожил немало лет, немало потрудился. Однако каждый раз, приступая к новому произведению, перечеркиваю, переделываю написанное. И оставляю то, над чем сам смеялся, радовался, горевал, плакал. Иначе нельзя. Иначе произведение не будет воздействовать на читателя». 

Фатима Оразбекова, член Союза журналистов РК.

Статья опубликована в  №141, от 29.11.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Певец человека труда".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!