Под знаком реформ: какие проблемы породила 30-летняя модернизация высшего образования?

Источник фото: пресс-служба вуза
Источник фото: пресс-служба вуза

За это время система прошла несколько этапов кардинальных изменений.

Высшее образование в Казахстане активно реформируется и модернизируется на протяжении 30 лет независимости. За это время система прошла несколько этапов кардинальных изменений. Первое и самое главное было связано с развалом СССР, когда по инерции образовательный процесс еще шел в рамках классической парадигмы, однако отказ от идеологической составляющей привел к тому, что ценностные аспекты образования подверглись забвению, сообщает Vecher.kz.

Выход нашелся не сразу. Взяв за основу реформирования вестернизированный образовательный проект, в 2010 году Казахстан присоединился к Болонской системе, таким образом дав старт целой череде реформ, призванных полностью преобразовать систему образования. Казахстан перешел на кредитную систему, что сблизило нашу страну по части образования с такими странами, как Великобритания, Германия, Франция, Польша, Турция и другие.

К плюсам этого относят соответствие системы образования международным общеобразовательным стандартам, решение проблемы взаимного признания документов об образовании, унификацию образовательных программ с учетом мировых тенденций, академическую свободу и вариативность учебных программ. К минусам: его мозаичность, которая дает способность лишь к определенному и узкому набору функций, забвение ценностного содержания, примат рынка над остальными сферами жизнедеятельности человека.

В последние годы в Казахстане появилось множество других претензий к системе высшего образования. В их числе низкий спрос на исследования и инновации из-за сырьевой ориентированности экономики, «утечка мозгов», проблемы с доступом к образованию, потеря высшей школой роли главного образовательного института и др. Однако, все больше ученых склоняются к мысли, что данные факторы – вторичны. Основная проблема заключена в кризисе ценностей, лежащих в основании системы образования. Казахстанские ученые Коянбаева Г.Р. и Кабыкенова А. констатируют, что ценностная база болонской системы вступила «в противоречие с ментальными установками казахстанцев и образовавшийся паллиатив создал значительные проблемы для духовного ориентирования студентов».

Каковы эти ценности и почему они вступили в противоречие с ментальными установками казахстанцев – этому вопросу посвящен научно-исследовательский проект МОН РК «Трансформация ценностей казахстанской системы высшего образования в условиях поликультурного и глобализирующегося мира», выполняемый молодыми учеными КазУМОиМЯ имени Абылай хана. 

В период пандемии казахстанские исследователи провели опрос, в котором приняли участие свыше тысячи студентов из разных регионов Казахстана. Основной их целью было выяснить, как повлияла пандемия на успеваемость студентов, их образовательные ценности и взгляды на мир. После исследователи сопоставили результаты данного опроса с аналогичными, которые проводились в США, Европе, России и Австралии. Выяснилось, что казахстанские студенты более устойчивы к кризисным моментам, менее подвержены депрессиям и проявляют большую уверенность в своем будущем.

Связано это с различиями в ценностных установках студентов, которые в нашей стране продолжают еще учиться преимущественно ради призвания и удовольствия от деятельности (49,8% ответов) и служения людям (22,3% ответов), то есть в основу кладут долгосрочные общечеловеческие и профессиональные ценности.

Зарубежные же студенты проявили больший стресс и тревогу, поскольку основной ценностью их образования были коммерческие выгоды, высокооплачиваемая работа и карьерный рост. Пандемия эти краткосрочные ценности поставила под серьезное сомнение. Соответственно, ценностная база, на которой зиждется система образования играет решающую роль в самочувствии и взглядах молодых людей. И пока в Казахстане по инерции она еще достаточно сильна. Но надолго ли?

Много лет наша страна перенимает западный опыт, у нас открываются филиалы зарубежных вузов, тысячи молодых казахстанцев уезжают учиться в другие страны по программе «Болашак» и др. Но в этом процессе очень важно понимать, что наряду с передовым опытом и инновационными технологиями, все это приносит в Казахстан и западные ценности, идеалы и убеждения, которые могут быть отличны от местных.

Проведя компаративистский анализ образовательных стратегий разных стран мира в условиях глобализации, исследовательская группа КазУМОиМЯ имени Абылай хана пришла к выводу, что ни одна из них Казахстану не подходит.

Ни восточные модели образования, так как не согласуются с современными тенденциями (например, методики механического запоминания материала и непоколебимого авторитета преподавателя в КНР уже устарели), ни западные модели образования, так как основаны они на идеологии неолиберализма (рыночных отношений, в которых роль университетов сводится к бизнес-модели по продаже «знаний»).

Не будет лишним сказать, что в целом мировое образование находится в глубоком кризисе и философы образования из разных стран мира совместно ищут выходы из данного кризиса, поскольку глобализация сделала его общим для всех.

В данном аспекте ученые КазУМОиМЯ им.Абылай хана предлагают отечественной системе высшего образования разработать собственную модель высшего образования – евразийскую в своей основе, сочетающую как западные инновации и передовые технологии, так и восточную систему ценностей.

В молодежной научно-исследовательской группе состоят семь человек. В их числе доктор PhD, ассоциированный профессор Мадина Ашилова, доктор PhD Алибек Бегалинов, научные сотрудники Мадина Усербаева, Сауле Култаева, Арайлым Нугуманова, Елена Ким, режиссер Венера Рахимжанова.

Консультируют их проректор по научной и инновационной деятельности КазУМОиМЯ им.Абылай хана Майра Успанова, заведующая кафедрой международных коммуникаций Ольга Ким и профессор КазНУ им.аль-Фараби Калимаш Бегалинова

Следующий год ученых будет посвящен форсайт-исследованиям и перспективам высшего образования в будущем.

С этой целью молодые ученые КазУМОиМЯ им. Абылай хана планируют изучить современную зарубежную литературу, написать коллективную монографию с рекомендациями по формированию собственно казахстанской образовательной модели, опубликовать ряд статей в высокорейтинговые мировые журналы с участием зарубежных ученых, провести международную конференцию в стенах университета, а также выдать в эфир полнометражный документальный фильм, который популяризует научные идеи и выводы исследования.

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 1
Возмутительно 0
×
$ 443.37  474.49  4.83
Алматы 16°