Произведения Курмангазы служат высоким образцом казахской музыки

В этом году отмечается юбилей Курман­газы. По одним источникам, со дня рождения народного композитора прошло 200 лет, по другим – 205. И в том, и в другом случае дата круглая и значимая – имя Курмангазы стало одним из символов музыкального искусства Казахстана.

Он добился вершин композиторского мастерства. Каждое произведение Курмангазы – это человеческая история, прочувствованная создателем. Более подробно мы поговорили об этом с музыковедом, преподавателем музыкальной литературы Рес­публиканской ка­зах­­ской специали­зированной музы­каль­ной шко­лы-ин­тер­ната для одаренных детей имени А.К. Жу­ба­нова Ири­ной Дру­жи­­ниной.

– В энциклопедических источниках написано, что отец Курмангазы не одобрял увлечения сына домброй. Есть ли какие-то предположения – почему? 

– Да, так написано в энциклопедии. Думаю, эта биографическая подробность основана на исследованиях Ахмета Жубанова, который детально изучал истории жизни выдающихся музыкантов, в их числе Курмангазы. В его исследовании отмечается, что будущий народный композитор с детства проявлял способности к музыке, в этом его поддерживала мать, Алка. Будучи музыкально одаренным человеком, она помогала сыну осваивать домбру. Однако отец не разделял устремлений сына. По тем временам это было вполне обоснованно: семья нуждалась, а шанс, что занятие музыкой принесет доход, был минимальным. Курмангазы был старшим ребенком в семье и должен был зарабатывать, поэтому с шести лет пошел в пастухи. Но это не охладило его любви к музыке, а скорее наоборот. Его другом, спутником и собеседником была домбра.

Нужно сделать ремарку. Музыкант мог добиться успеха, однако это могло воплотиться в уважении, почете, но не в материальном достатке. И действительно, как мы знаем из биографии Курмангазы, у него была популярность, слава, но богатства не было, он жил более чем скромно.

– Известно ли, как в ту пору проходило обучение игре на домбре, были ли какие-то знаки, заменяющие нотную грамоту?

– Как нам известно, казахская музыкальная традиция была устной, это уникальное явление. Так, если в европейском народном творчестве произведения, которые передавались устно, не предусматривали авторства и могли иметь много вариантов, то в казахском искусстве все иначе: у музыки, передававшейся из уст в уста, есть авторы, существует четкое цитирование. Слушая какой-либо кюй, музыканты Степи старались запомнить его сразу и точно. В связи с этим скажу, что меня поражает музыкальная память исполнителей и композиторов того времени.

Они должны были держать в голове большое количество произведений как собственных, так и других композиторов, и точно их воспроизводить. В устной форме происходило и обучение. Например, услышит ребенок произведение в исполнении заезжего музыканта – и воспроизводит его. Чем больше он играет, тем совершеннее становится его техника. Конечно, было большим плюсом, когда в селе жил свой музыкант, слушая и смотря на технику которого, можно было набираться опыта. Так было и с Курмангазы, который обучался под началом музыкально одаренной матери. Также в его биографических сведениях упоминается большой музыкант, кюйши Узак, который однажды приехал в аул Курмангазы и провел в нем некоторое время. За этот период под началом Узака Курмангазы смог освоить технические домбровые и композиторские приемы, которые ему помогли в дальнейшем. Узак может считаться его учителем, но все это очень условно: музыканты того времени были самоучками. И если они обладали творческой одаренностью, то учились при любой возможности. Важно то, что Курмангазы не только копировал произведения других музыкантов, но и сам сочинял музыку. 

– Какой была домбровая музыка в эпоху Курмангазы?

– Издавна существуют две домбровые традиции: западная – токпе и восточная – шертпе. В традиции токпе существует строгая форма произведения, а в шертпе – более свободная, импровизационная. 

Творчество Курмангазы относится к западной традиции. Именно поэтому его произведения включают традиционный для токпе прием – удар по струнам с взмаха, с задеванием корпуса. При таком исполнении возникает ощущение движения, благодаря ритму слушатель может представить скачущих коней. Поэтому кюи Курмангазы отличаются четкостью, силой звучания, а ритм скачущих коней передает дух степи. Конечно, таким приемом пользовались и до Курмангазы, но он во всех красках смог отразить его красоту, динамику. Произведения Курмангазы сильны по своему воздействию. Думаю, что значимость Курмангазы для казахской музыки соразмерна со значимостью Баха для европейского музыкального искусства. Например, полифонические традиции существовали и до Баха, были композиторы, которые их развивали, обогощали. Но появился Бах и на основе этого опыта создал такие произведения, которые возвели музыку барокко на вершину музыкального олимпа. Он создал классические образцы музыки своего времени. Такой же вклад внесли Гайдн и Моцарт. Они создали универсальную форму оркестра, классическую форму сонаты и симфонии, то есть представили некий образец, эталон. Курмангазы внес в казахскую музыку аналогичный вклад. Традицию токпе, которая была до него, Курмангазы довел до совершенства. 

Ири­на Дру­жи­­нина

Эта традиция носит название «Байжума», цикличный кюй. Суть ее в том, что на протяжении всего кюя разрабатывается одна тема. С каждым витком она развивается, расширяется, усиливается, идет вверх, достигает наивысшей точки, но всегда возвращается к началу. Известная исследовательница казахской музыки Асия Мухамбетова сравнивает ее с жизненным циклом человека, передающимся через музыкальное звучание. И Курмангазы в традиции «Байжума» достиг безукоризненности. Такие его произведения, как «Балбырауын» и «Адай», служат образцом красоты и величия. 

– Известно ли, когда Курмангазы стал сочинять? Чем музыка раннего Курмангазы отличается от музыки зрелого?

– Творчество Курмангазы не принято делить на периоды, потому что главным образом до нас дошли произведения зрелого Курмангазы. Мы знаем, что он очень рано научился играть на домбре, но когда конкретно начал сочинять, мы точно сказать не можем. Судить о его творчестве можно со времени его зрелости. 

– Можно ли говорить, что время, в которое жил Курмангазы, было эпохой великих музыкантов на Евразийском пространстве?

– Курмангазы повезло: как личность, как музыкант и композитор он сформировался на фоне небывалого интереса к музыке и культуре в целом на пространстве Евразии. В России, странах Восточной Европы и на Западе был необычайный творческий подъем. Курмангазы повезло с творческой средой, одаренными людьми, которые входили в его окружение. Поэтому можно сказать, что время создало предпосылки для появления музыканта такого масштаба. 

– Сколько произведений Курмангазы до нас дошло?

– Как я уже говорила, изучением творчества Курмангазы занимался Ахмет Жубанов. Он выпустил два сборника, в одном собрано 50 произведений, в другом – 20. Примерно столько произведений и дошло до нас. К слову, благодаря Ахмету Куановичу мы знаем не только партитуры, но также историю написания кюев. Каждый кюй – это рассказ о чаяниях людей. Курмангазы все пропускал через себя, выражал свои переживания в звуках домбры. Этим ценна его музыка.

Статья опубликована в  №27, от 23.02.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Композитор Великой степи".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится 0
Не нравится 0
Смешно 0
Возмутительно 0
×
$ 444.22  476.38  4.82
Алматы 10°