Всего в помощь войскам под Сталинградом из Казахстана было отправлено 30 таких эшелонов с сотнями тонн оружия, обмундирования и продовольствия, сообщает Vecher.kz.
Сотни алматинцев собрались на перроне вокзала "Алматы-2", чтобы отдать дань памяти героям Великой Отечественной войны. Инициатором и организатором акции "Поезд памяти" выступил Руслан Габдул.
– 80-летие Победы в Великой Отечественной войне – это великий праздник. Мы должны помнить о том, что сделали наши деды и прадеды ради мира на земле, рассказывать об их подвигах своим детям и внукам. В этом и заключается смысл нашей акции, – отметил он.
Спикер подчеркнул особый вклад железнодорожников в победу над врагом.
– Каждый коллектив предприятий железнодорожного транспорта считал своим долгом внести вклад в общенародное дело. По приказу Наркомата путей сообщения, с 24 июня 1941 года был введен воинский график движения поездов. Ничего не меняя в техническом оснащении дороги, было принято решение пропускать через нее гораздо большее количество оборонных грузов. Прежде всего, сократили до минимума количество пассажирских поездов дальнего и пригородного сообщения. Унифицировали размеры грузовых составов, сократили время их прохождения по перегонам и остановки по техническим нуждам, исключили обгон – и поезда пошли сплошным потоком, заполнив до предела магистральные линии.
Все крупные стратегические операции Великой Отечественной войны – под Сталинградом, при прорыве блокады Ленинграда, в битве на Курской дуге, вплоть до взятия Берлина – потребовали подвоза 350-500 тысяч вагонов, – сказал он.
В День Победы историческая платформа словно переносит нас в прошлое, позволяя почувствовать, как в далёкие годы войны провожали и встречали героев-фронтовиков.
– Машинисты спецформирований Народного Комиссариата путей сообщения вели поезда по разрушенным участкам, зачастую в условиях отсутствия воды, топлива, даже станций. Они прорывались сквозь вражеский огонь, подвозили снаряды и продовольствие туда, где решалась судьба фронта. Под Сталинградом, Ленинградом, на Курской дуге, и, наконец, под Берлином – в тени каждого крупного сражения стояли сотни тысяч вагонов, прошедших свой путь благодаря личному составу паровозных колонн особого резерва, – продолжил спикер.
Одна из таких – колонна № 34 – была сформирована в Казахстане, на станции Сары-Озек, на Туркестано-Сибирской магистрали. В течение месяца 425 железнодорожников, эвакуированных из России и союзных республик, стали её основой. Ценой огромных усилий железнодорожников колонна была укомплектована в два раза быстрее назначенного командованием срока – всего за две недели . В результате удалось досрочно начать отправку эшелонов с воинскими грузами из Казахстана в направлении Сталинградского фронта. Всего в помощь войскам под Сталинградом из Казахстана было отправлено 30 таких эшелонов с сотнями тонн оружия, обмундирования и продовольствия.
Ведущий праздника также отметил, что во время Великой Отечественной войны казахстанцы внесли достойный вклад в победу над фашистской Германией. За годы войны в Казахстане было сформировано 12 стрелковых, 4 кавалерийские дивизии, 7 стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов.
Важной частью программы стал концерт, в рамках которого школьники читали проникновенные стихотворения о войне, исполняли песни. В частности, все подпевали «Журавлям».
Гости праздника также смогли угоститься кашей на военно-полевой кухне, написать фронтовое письмо и, конечно, запечатлеть себя в многочисленных тематических фотозонах.
Ранее в Алматы отпраздновали 80-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.