Романтик авангарда: госмузей искусств им. Кастеева открывает экспозицию, посвященную 110-летию Павла Зальцмана

Романтик авангарда: госмузей искусств им. Кастеева открывает экспозицию, посвященную 110-летию Павла Зальцмана
Фото предоставлены ГМИ им. А. Кастеева

Выставка «Лики времени» включает более 50 графических работ. Они были созданы мастером с 1943 по 1984 год. На полотнах изображены жители советских городов разных поколений, в том числе и алмаатинцы.

Эти произведения мастер создавал в перерывах между съемками фильмов – Павел Зальцман вошел в историю не только как живописец, но прежде всего как художник-постановщик многих кинокартин, соратник Шакена Айманова.

– Творчество заслуженного деятеля искусств КазССР Павла Зальцмана представляет собой значительное явление в изобразительном искусстве Казахстана второй половины ХХ века. Его произведениям присуща эпичность художественного решения, романтичность, поэтическая проникновенность образов, философская глубина постижения окружающего мира, – охарактеризовал творчество живописца куратор выставки ведущий научный сотрудник ГМИ им. А. Кастеева Амир Джадайбаев.

Куратор выставки напомнил биографию художника. Павел Зальцман родился в 1912 году в Кишинёве. С 1925 года жил и работал в Ленинграде. В 1929 году он познакомился с одним из лидеров советского авангарда Павлом Филоновым и стал участником группы «Мастера аналитического искусства». С 1931 года Павел Зальцман работал на киностудии «Ленфильм».

Художник участвовал в съемках кинофильмов братьев Васильевых («Личное дело», 1932), Николая Береснева («Анненковщина», 1933), Ильи Трауберга («Частный случай», 1934), Адольфа Минкина («Лунный камень», 1935), Эдуарда Иогансона («На отдыхе», 1936), Рафаила и Юрия Музыкантов («За советскую Родину», 1937), Александра Иванова («На границе», 1938), Олега Сергеева («Отец и сын», 1941).

В начале войны он вместе с коллегами был мобилизован на проектировку маскировочных работ. За этим техническим названием скрывалось создание макетов городских улиц, площадей, кварталов, памятников исторического и архитектурного наследия. В натуральную величину живописцы и архитекторы выстраивали «город, которого нет» – муляж Ленинграда.

Стараниями художников были спасены от разрушительных бомбежек архитектурные шедевры Северной Пальмиры.

В 1942 году вместе с киностудией Павел Зальцман был эвакуирован в Алма-Ату. В связи с тем, что его отец по национальности немец, художник был взят на спецучет местными органами НКВД без права выезда.

С 1945 года Павел Зальцман работал художником-постановщиком на Алма-Атинской киностудии, откуда в 1948-м в ходе развернувшейся в тот период в СССР борьбы с космополитизмом был уволен. Несколько лет Павел Зальцман преподавал историю искусств в Алма-Атинском художественном училище и Казахском государственном университете. С 1955 года работал главным художником киностудии «Казахфильм».

Как художник-постановщик Павел Зальцман создал более 22 фильмов, в их числе: «На границе» (1937), «Поэма о любви» (1954), «Ботагоз» (1958), «Дочь степей» (1955), «Прыжок в неизвестное» (1975).

Зальцман также известен как талантливый литератор. Его перу принадлежит ряд интересных поэтических и прозаических произведений.

«Что такое главный художник такой огромной индустриальной системы, как киностудия? Это человек, которому помимо чисто творческих дел надо утверждать сметы, доставать материалы, следить за тем, чтобы в утвержденный финансовый план вошло все необходимое, включая костюмы, участвовать в худсоветах и параллельно самому работать над картинами», – делился в своих воспоминаниях Павел Зальцман.

В историю национального изобразительного искусства Павел Зальцман вошел как талантливый график. Подобно своему учителю Павлу Филонову он был одержим идеей передачи в живописи не только формы, объема, цвета, но и времени, процесса развития и трансформации материи.

– В своих произведениях художник стремился к «атомарной» проработанности каждого сантиметра листа, предельно осязаемо выявляя цветопластическую структуру изображенного объекта, – продолжил Амир Джадайбаев.

Павлом Зальцманом были созданы циклы акварельных и черно-белых листов: «Азиатские костры», «Вечерние прогулки», «Ночные прогулки» (1960), «Маски», «Опыты» (1970), «Базары» (1973), «Не забывать!» (1961), «Трудный путь» (1961–73), «Старый порт» (1977). Выставка также включает эскизы к кинофильмам: «Поэма о любви» (1954), «Мелодии Казахстана» (1969), «Аль-Фараби» (1970).

– Каждое произведение Павла Зальцмана – это история души самого художника, являющейся нам сквозь призму образов его эпохи, – заключил Амир Джадайбаев.

В 1963 году Павлу Зальцману было присвоено звание заслуженного деятеля искусств КазССР. Его произведения находятся в государственных и частных собраниях Казахстана, России, Израиля, США, Франции, Германии, Австралии, Латвии.
Открытие выставки состоится 8 июня в 16.00.

Статья опубликована в  №62-63, от 04.06.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Романтик авангарда".

Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!