На оживленной городской улице сквозь монотонный автомобильный шум пробиваются музыка и живое пение – это у одной из скамеек обустроил себе импровизированную сцену уличный исполнитель.
Горожане невольно сбавляют шаг у фигуры высокого мужчины, возрастом за пятьдесят, чей громкий хрипловатый голос звучит о философском и вечном. Антураж у вольного певца нехарактерный: микрофон на стойке, пюпитр с папкой, ноутбук и массивная аудиосистема – не таких уличных певцов мы привыкли видеть в подземных переходах и на проспектах.
Допев «Ну и что» Григория Лепса, музыкант делает небольшой перерыв, чтобы поговорить с корреспондентом «Вечёрки».
Сергей Дворцевой, как оказалось, по образованию и призванию звукорежиссер.
– Последние два года я тружусь здесь уличным исполнителем, поскольку работы по профессии почти не стало. Скажи мне кто-нибудь лет десять назад, что в таком-то возрасте я буду на улице петь – в жизни бы не поверил, – усмехается Сергей, – а на сцене я вообще со школьной скамьи. В молодости выступал в различных рок-группах, потом работал в ресторанах. Оглядываясь, понимаю, что занятий и мест работы в жизни было не счесть.
Меньше слов – больше песни. Схватив микрофон, Сергей исполняет «Четыре стороны» группы «Калинов мост», а следом и пинкфлойдовскую Hey you. Головы гуляющих горожан автоматически обращаются в сторону музыканта, кто-то останавливается на несколько минут, чтобы дослушать понравившуюся композицию. Певец всего себя отдает процессу, иногда его руки вздрагивают, будто касаясь воображаемой гитары. На время короткого отдыха я снова занимаю Сергея вопросами.
– Легко ли начать творческую карьеру на улице?
– Сначала было не очень просто с поиском подходящего оборудования. К тому же оно достаточно тяжелое, что ограничивает мобильность. С другой стороны, так как профессия звукорежиссера предполагает в основном сидячий образ жизни, с возрастом стали проявляться проблемы со здоровьем. Но уличный формат выступлений с такими физическими нагрузками быстренько все поправил.
Еще из плюсов выступлений в таком виде певец отметил свободу и только позитивную реакцию слушателей.
– Вообще отношение горожан к тебе, как к исполнителю, – это самое важное. Если ты им подарил хорошее настроение, радость, праздник, то все это возвращается к тебе в стократном размере. Материальная сторона, конечно, тоже важна, но она отступает на второй план.
Отношения с такими же, как он, исполнителями Сергей выстраивает только положительные, свято веря в принцип «как ты – так и тебе».
– Ко мне зачастую обращаются молодые музыканты за советом, мол, как и что делать, чтобы начать выступать также, и я никого из них не считаю конкурентом – они для меня коллеги.
Слушатель у каждого свой, да и поступать надо по-человечески. Бывают в нашей среде даже совместные проекты, иногда собираются настоящие музыкальные группы.
– Мое мнение, наверное, стереотипное, но я всегда думал, что уличные музыканты – люди с тяжелыми судьбами и печальными глазами, а вы будто совсем не унываете.
– Дожив до седин, я понял, что жить надо с песней, смотреть на все с оптимизмом – знакомых пессимистов я похоронил уже достаточно. Еще очень поддерживают настроение и сама музыка, и реакция аудитории на нее.
Репертуар Сергея Дворцевого состоит в основном из англо– и русскоязычных песен в жанрах шансон, поп, рок, блюз (который певец называет своим любимым направлением), танцевальных композиций 1970-х, 80-х, 90-х, 2000-х годов и песен собственного сочинения. Алматинская публика, и правда, реагирует на певца только положительно. Обновляет Сергей свой репертуар по возможности еженедельно.
– Бездельничать даже в непогоду не приходится: разучиваю новые композиции или музыку пишу на стихи. Стихи, бывает, очень меня цепляют – руки сразу тянутся к гитаре, чтобы выразить вдохновение в виде мелодии, мотива. И, что интересно, среди слушателей обязательно находится кто-то, кто заметит, что это оригинальная композиция.
Уличную музыку Сергей называет сложным ремеслом, где очень важны и подача, и настроение, и кураж. Но самым главным над всем этим остается профессионализм, ведь, чтобы вызвать у аудитории максимальный эмоциональный отклик, нужно свое умение тонко чувствовать и подкрепить достойной теоретической и практической базой.
Перерыв заканчивается. Звучит «Поверь в мечту» группы «Земляне», что весьма символично, ведь окружить свою жизнь творчеством – это его мечта, и неважно, проходят концерты под светом софитов или уличных фонарей.
Статья опубликована в №53 от 27.04.2023 газеты «Вечерний Алматы» под заголовком «Музыка улиц».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!