Архитекторы прокомментировали новые проекты детальной планировки Алматы, принятые акиматом города. Документ регламентирует дальнейшее развитие города в рамках Генерального плана до 2040 года.
По мнению профессора Международной академии архитектуры Алтая Сатыбалдиева, сегодня городское пространство Алматы представляет собой классическую связку «центр – окраины» и не реализует возможностей для равномерного развития.
«Обеспечить экономический рост города, внедрение гармонизированных процессов пространственного планирования и реализации конкретных проектов возможно через внедрение новых градостроительных подходов. Одним из подобных успешных инструментов в мире является полицентричная модель развития. Полицентричность – это концепция комфортного компактного проживания с квартальной застройкой человеческого масштаба. Основная идея полицентричности, заложенная в новые ПДП Алматы, состоит в том, чтобы район проживания позволял каждому жителю иметь всё необходимое в пешеходной доступности, давая возможность стимулировать велопешеходное движение, а также связывать все части города доступным общественным транспортом, тем самым снижая зависимость от автомобилей. То есть, в полной мере будет реализована концепция 15-минутного города, заложенная в Генеральном плане Алматы», - отметил архитектор.
Член Градостроительного совета Алматы, специалист по консалтингу в сфере недвижимости Гульшат Сариева считает, что полицентричная модель развития, заложенная в ПДП, позволяет лучше адаптироваться к изменяющимся экономическим, социальным и технологическим тенденциям.
«Коммерческая недвижимость в этих децентрализованных районах может быть лучше подготовлена к эволюции и реагированию на рыночные требования, обеспечивая долгосрочную актуальность и успех», - сказала она.
Эксперт отметила, что с ростом городов промышленные районы неизбежно уступают свои территории городской среде – административным зданиям, объектам здравоохранения, учебным заведениям, бизнес-центрам, торговым и рекреационным площадям, жилым домам. Сам процесс реновации создает новые рабочие места как во время деконструкции промышленных объектов, проектирования и строительства новых, так и при последующем использовании этих объектов непосредственно под целевые нужды.
В свою очередь архитектор Айдын Акбай подчеркнул своевременность принятия ПДП, так как в настоящее время в городе наблюдаются перманентные заторы на дорогах.
«Важно, что впервые за последние сорок лет транспортную сеть предусмотрели гораздо плотнее и постарались привести к классической гипподамовой сетке, когда улицы пересекаются под прямым углом, равными кварталами и площадями. Конечно, горожан интересует, какова гарантия того, что новые Проекты детальной планировки (ПДП) действительно приведут к устойчивому и эффективному развитию города, учитывая накопившиеся проблемы. Считаю, что вопреки прошлым тенденциям новые ПДП стремятся к равномерному и сбалансированному развитию города, созданию полицентров и смешанной застройке», - сказал Айдын Акбай.