По поручению Главы государства разрабатывается Закон о защите прав детей и профилактике буллинга. Казахстанские эксперты поделились мнением, к чему может привести отсрочка решения данного вопроса.
Слова «буллинг» и «кибербуллинг» в нашем обиходе появились совсем недавно, но проблема существует давно. Под этими иностранными понятиями скрывается регулярная травля детей в школе, на улице и даже в интернете. Такая травля отрицательно сказывается на формировании детской психики, а в последствии может выплеснуться в форме особой жестокости уже во взрослой жизни. Этим вопросом серьезно озадачилось Правительство страны. Поддержали инициативу о необходимости принятия мер и отечественные эксперты.
Как подчеркнул Президент страны Касым-Жомарт Токаев на открытии первой сессии Парламента РК VII созыва в январе 2021 года, необходимо принять меры для решения вопросов защиты прав детей, обеспечения их безопасности и профилактики буллинга. Кроме того, в Послании, озвученном в сентябре прошлого года, Глава государства акцентировал внимание на необходимости принятия мер по профилактике кибербуллинга.
Время действий
В настоящее время в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента рассматриваются изменения и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам защиты прав ребенка. Работа над данным законопроектом началась в мае 2020 года. На сегодняшний день в связи с формированием VII созыва депутатов Мажилиса создана новая рабочая группа для продолжения работы по данному законопроекту. Состав рабочей группы состоит из 65 человек. С новой рабочей группой прошло четыре заседания, а в общей сложности – 14. Все встречи и обсуждения проводятся в открытом формате. Заседания каждой рабочей группы транслируются на сайте Мажилиса, и любой гражданин может смотреть их в онлайн-режиме.
Промежуточные итоги работы озвучила депутат Мажилиса Парламента РК, руководитель рабочей группы Динара Закиева. По ее словам, на данный момент рассматривается более 35 поправок в три кодекса и 6 законов страны.
– Для обсуждения редакции понятия «травля» была создана специальная экспертная площадка. На ней депутаты, представители госорганов, эксперты в сфере оказания помощи детям и семьям, доктора наук и известные профессора юриспруденции, психологи, учителя, родители, лингвисты провели обсуждения. Все желающие свободно присоединялись к дискуссии. После консолидированная позиция была вынесена на заседание рабочей группы. Следует отметить, что поправки, обсужденные в рамках рабочей группы, также направляются на заключение Правительства для всестороннего рассмотрения и правового анализа, – обозначила Динара Закиева.
Защитный механизм
По данным Национального центра общественного здравоохранения, более 12 процентов учащихся страны подвергались травле.
– Анализ действующих норм казахстанского законодательства показывает, что они не предоставляют механизмы, предусматривающие профилактику от травли в школе. В связи с отсутствием правовых механизмов предотвращения травли мы в итоге сталкиваемся с ситуациями, когда школы не могут вовремя защитить детей, поддержать их, и проблема школьной травли доходит до реальных случаев суицида среди несовершеннолетних. Для того чтобы разработать программы по профилактике травли в организациях образования, внедрить единый и системный подход не рекомендательного характера, а обязательного к соблюдению руководством школ, учителями, необходимо законодательно ввести само понятие. Так, в рамках рабочей группы предлагается закрепить в законе само понятие «травли» и в Закон «Об образовании» вводится компетенция, обязанность уполномоченного органа образования (МОН) по разработке и утверждению программы по профилактике буллинга в образовательном процессе. Это делается для того, чтобы в школах были единые стандарты и программы по профилактике травли, чтобы каждый руководитель, учитель знал, как защитить, поддержать ребенка, как правильно разъяснять и развивать уважительное отношение между детьми, – объяснила Динара Закиева.
Все по понятиям
Первый заместитель министра внутренних дел Марат Кожаев отметил, что на проявление травли в школьной и молодежной среде органы внутренних дел, как правило, реагируют, когда они перерастают в административные или уголовные правонарушения. То есть когда уже свершились деяния, начиная от оскорблений и до нанесения телесных повреждений различной степени тяжести. Решением может стать внесение отдельных составов правонарушений в Уголовный или Административный кодексы. Новым законопроектом это не предполагается. Также в стране отсутствуют четкие механизмы социально-психологической работы с отдельными группами детей, склонных к буллингу.
– На наш взгляд, введение понятий «буллинг» и «кибербуллинг» в национальное законодательство позволит обозначить круг проблемных вопросов и комплексно подходить к их решению. Это также создаст основы для переформатирования работы социальных служб в сторону устранения причин и условий, способствующих этому негативному явлению. А именно путем разработки и реализации специальных программ для детей, дальнейшего развития института психологии и социальной защиты. Такая практика имеет место во многих зарубежных странах, – отметил Марат Кожаев.
Не просто обиды
По словам экспертов, более чем в 80 процентах случаев детского суицида невозможно установить их причины. Не исключаются психологические травмы, связанные с систематическими обидами.
Более того, как доложил замминистра внутренних дел, ссылаясь на историю криминалистики, что большинство известных серийных преступников в детстве подвергались нападкам со стороны своих сверстников или плохому обращению в семье. Такие негативные явления имеют место и в нашем обществе, особенно среди подростков.
– В одной из школ страны 12-летние школьники систематически оказывали давление, то есть троллили, как говорится на их языке, своего одноклассника за то, что он не умел играть в футбол. Несколько игр проиграли, вина была свалена на этого одноклассника. Насмешки всего класса за плохую игру в футбол привели к тому, что мальчик покончил с жизнью. При этом дети не всегда рассказывают учителям и родителям о взаимоотношениях в школе и интернете, в большинстве случаев ребенок остается наедине со своими проблемами, – обозначил сложную ситуацию спикер.
Требует внимания
Как показывает практика, случаи травли в образовательных учреждениях никак не регистрируются и часто остаются незамеченными. Есть лишь отдельные случаи, когда широкую огласку получают только факты с применением особой жестокости, но, как правило, администрация школ не предпринимает соответствующих мер для их прекращения и дальнейшего недопущения. Об этом сообщила вице-министр образования и науки РК Бибигуль Асылова.
– К обидчику применяют дисциплинарные меры, а пострадавшего направляют к социальному педагогу или психологу. При этом и руководители, и учителя, и психологи, и социальные педагоги не всегда владеют навыками оказания эффективной психологической помощи участникам травли, – отметила спикер.
Однако, несмотря на масштабность и сложность проблемы, система образования имеет большие возможности для профилактики насилия. Но тормозит процесс то, что в действующем законодательстве данное понятие пока не предусмотрено.
– В связи с этим Министерство образования и науки как уполномоченный орган в сфере защиты прав детей поддерживает законодательную инициативу депутатов Парламента по включению норм, определяющих терминологию «травля (буллинг)» и расширяющих компетенцию МОН по разработке нормативного правового акта, по профилактике травли в образовательном процессе, – пояснила Бибигуль Асылова.
Многие скептически относятся к целесообразности внедрения данной нормы. Но решение проблемы травли требует закрепления на законодательном уровне, уверены в ведомстве. К слову, при разработке методических рекомендаций и нормативных правовых актов в этот процесс будут вовлекать научных экспертов, ведущих психологов, опытных педагогов и общественность.
Данный механизм уже давно запущен в мировой практике и показывает хорошие результаты. Например, в Великобритании педагоги проходят специальную подготовку с целью предотвращения всех форм кибербуллинга, а во Франции учителя следят за блогами учеников и помогают жертвам, агрессоров исключают из школы. В Канаде разработкой методики предотвращения кибербуллинга в отношении школьников занимается крупная организация, в которую входят 130 ученых-исследователей и 62 национальные молодежные организации. В Японии действует Закон о развитии мер предотвращения издевательств – каждая школа обязана самостоятельно выработать основы школьной политики по предотвращению издевательств, создать внутреннюю общественную структуру с целью профилактики буллинга.