Спектакль и кино смешались в новогоднем представлении.
Государственный академический русский театр юного зрителя имени Наталии Сац подводит итоги 75-юбилейного сезона грандиозной премьерой – семейной новогодней постановкой «Двенадцать месяцев» по мотивам пьесы Самуила Маршака.
Детская сказка была написана Маршаком в 1942–43 годах, в годы Великой Отечественной войны. В то время он часто писал лишь сухие военные очерки и патриотические стихи. Но однажды автор получил письмо от 6-летнего мальчика, которое напомнило ему, что он все-таки детский писатель.
Как писал позже сам автор о своей работе: «…Я старался избегнуть в своей сказке навязчивой морали. Но мне хотелось, чтобы сказка рассказала о том, что только простодушным и честным людям открывается природа, ибо постичь ее тайны может только тот, кто соприкасается с трудом».
На сцене театра «Двенадцать месяцев» ставятся уже второй раз. Первая премьера была ровно 12 лет назад. Оба раза над оживлением книжных персонажей работала режиссер Ирина Арнаутова.
– Эта постановка кардинально отличается от первой, потому что мир за это время изменился, а вместе с ним и зритель. Пьеса Маршака невероятно актуальна именно сегодня, у нас она будет идти в сокращенной версии и иметь новое прочтение, новые мысли, что именно волнует в этом мире нашего зрителя и нас, постановочную группу, – отмечает Ирина. – Даже урок для принцессы у нас не простой, а осовремененный онлайн-урок.
По словам режиссера, история с подснежниками актуальна всегда: она показывает, что нормально мыслящий, адекватный человек порой вынужден исполнять бредовые прихоти некоторых представителей вышестоящих инстанций, начальников. Но всегда должно быть место для доброты, ведь хорошему человеку на помощь могут прийти даже высшие силы. Главное – поверить в чудо, в настоящее волшебство, ведь неслучайно эта интересная фантастическая история происходит в канун Нового года, а, как известно, в это время случаются самые необычайные чудеса – злые становятся добрыми, а добрые – счастливыми.
– Мы работаем в гипергротеске, в гиперэнергии, чтобы зрителям было интересно и поучительно, причем не только детям, но и их родителям. Идей очень много, характеры читаемые, у нас даже использованы цитаты, которые будут видны, понятны и смешны зрителям. Чтобы зритель думал во время спектакля, достраивал наши пазлы в голове, потому что у нас интеллектуальный вид искусства, к нам приходят не только развлечься, но и провести время с умом, – делится Ирина Арнаутова.
Особой фишкой нынешней премьеры стало использование в спектакле кино-приемов.
– Чтобы события были насыщенными, яркими, мы используем киносъемку, зал драматического театра трансформируем в кинозал. Мы сняли эпизоды с участием 12 месяцев, и это не люди, а представители некоей космической расы, ростом по 3–4 метра. Поэтому они появятся на экране. Таким образом, зрители увидят в драматическом театре кино, – рассказала режиссер. – У нас великолепное музыкальное оформление – очень красивая музыка композитора Марины Вороновой, написанная специально для нашего спектакля, у нас гениальный аранжировщик Максим Германцев, у нас все эксклюзивное, невероятная работа художника по костюмам Мадины Скаковой, художника-постановщика Татьяны Болотовой, художника по свету Елены Завьяловой, но главное на сцене – это, прежде всего, актерская игра.
Специально для данной постановки были созданы уникальные костюмы, отражающие моду XVIII века: необычные платья с причудливыми шляпками, фраки и блузки…
– От идеи к воплощению данных образов ушло более трех месяцев. У каждого персонажа свой характер, и это подчеркивает его костюм, – говорит Мадина Скакова.
Первыми премьерный показ в рамках социального проекта Sats Social Day увидели воспитанники детских домов и детей из малообеспеченных семей. Теперь новогодние спектакли будут проходить два раза в день до 7 января. Показы организованы со строгим соблюдением санитарно-эпидемиологических норм.