По мнению известного эксперта Данияра Ашимбаева, как только государство пытается навести хоть какой-то порядок, сразу и на эмоциях вспыхивают недовольные, сообщает Vecher.kz.
Тема автомобилей и регулирования дорожного движения в Казахстане спокойно, кажется, обсуждать не умеют совсем, написал в своем Telegram-канале Данияр Ашимбаев.
«Помнится началось с запрета праворульных машин — и их водители бешено сигналили направо и налево и устраивали автомитинги. Подняли штрафы — волна недовольства. Вместо патрульных поставили камеры — еще больше недовольства. Сделали некоторые улицы односторонними — шум и гам. Попытались убрать помогаек и заменить их системой автопаркинга — истерики. Поддержали отечественный автопром — недовольство. Отменили поддержку — скандалы. Повысили пошлины — визг и крики. Ввели утильсбор — истерики. Начали льготное автокредитование — толпы обиженных. Появились платные дороги — недовольство. Попытались навести порядок с иностранными машинами без казахстанской регистрации — акции протеста (хотя и за год всех предупредили). Появились агрегаторы такси — старые таксисты недовольны конкуренцией, новые — комиссией оператора. Сейчас к этой веселой компании еще и самокаты добавились — саморегулирования не будет, госрегулирования не хотим, ответственности — не хотим. И так каждый год и каждый месяц», — отметил эксперт.
Понятно, что любая попытка наведения порядка вызывает бурные протесты у тех, кто привык не соблюдать никаких правил. Почти в каждой такой кампании есть структуры, которые не хотят отменять прибыльный и теневой статус-кво и всегда есть популисты, которые готовы максимально политизировать любой процесс.
Говоря об этом, эксперт задался вопросом: дюдям от автомобильной темы нужно что? Относительно недорогие и качественные машины, четкое и нацеленное на безопасность регулирование правил движения, адекватный трафик, чистый воздух и минимум пробок.
«Государство пытается навести порядок с дорожным строительством (уже президент сколько раз об этом говорил).
Остро стоит вопрос о системно растущем количестве автотранспорта, превышающим логистические и парковочные возможности мегаполисов, с одной стороны, и о желании населения, особенно молодежи, иметь свою машину.
Государство пытается установить четкие правила, вводя экологические требования и правовые ограничения, нацеленные на повышение качества автотранспорта», — считает Ашимбаев.
Одним из инструментов регулирования стал, на его взгляд, пресловутый утильсбор, задачей которого по сути стало ограничение доступа на казахстанские дороги старых автомобилей, стимулирование отечественного автопрома и, скажем откровенно, оптимизация трафика.
Эксперт напомнил, что первый вице-премьер Роман Скляр в своем интервью вполне адекватно объяснил ситуацию: «Средства, которые поступают в виде косвенного налога, тратятся открыто, на нужды государства и граждан. АО «Жасыл даму» (структура МЭПР) ежегодно показывает это в своих отчетах. В то же время решаются другие задачи по обновлению отечественного автопарка, формированию отрасли по переработке отходов и развитию собственного производства.
Так, в 2022 году на льготное автокредитование было направлено 100 млрд тенге, на лизинг автобусов — 30 млрд тенге. На лизинг тракторов и комбайнов в 2023 году выделено 50 млрд тенге. Наряду с этим на финансирование обрабатывающей отрасли по линии АО «Жасыл даму» предусмотрено 265 млрд тенге, в том числе: 185 млрд — на строительство заводов по переработке отходов, 50 млрд тенге — на обновление основных средств МЧС РК, 15 млрд — на лизинг автобусов, 10 млрд.- на приобретение противопожарной техники для лесных учреждений и природоохранных организаций».
«Нужно отметить, что до сих пор действуют «серые схемы» по ввозу в Казахстан автомобилей из других стран. Множество безработных и молодежи хотят любой ценой заполучить заветные колеса, чтобы заняться извозом. Идут постоянные — и сильно политизированные — популистские атаки на правительство. Вопрос в том, что самозванные «борцы» действуют прежде всего в интересах «серых» экспортеров и их клиентов, игнорируя мнение тех, кому приходится дышать загазованным воздухом и стоять в многочасовых пробках», — резюмировал Данияр Ашимбаев.