Всегда ли чиновники отвечают на обращения граждан по существу? К сожалению, ответ на этот вопрос пока не радует алматинцев.
В кромешной темноте
Юлия Самойлова озаботилась отсутствием освещения тротуара между двумя детскими садами в 5-м микрорайоне, что проходит от дома № 36 к вновь отстроенному стадиону СШ № 6.
– По этому тротуару много людей ходит с детьми в две гимназии и детсады, – пожаловалась «дежурному» Юлия. – Однако в раннее утреннее и в вечернее время он находится в кромешной темноте. По этому поводу мы несколько раз обращались в акимат Ауэзовского района. Обещали поставить столбы линий наружного освещения (ЛНО), когда закончится строительство дополнительного корпуса 6-й школы. Однако школа построена, стадион возле нее ярко освещен, а этот промежуток так и остался темным труднопреодолимым участком, куда в вечернее время просто страшно заходить! Там хватило бы всего лишь трех фонарных столбов – в начале, в конце и посередине этого тротуара!
Найти ответ на этот вопрос оказалось не так-то просто. «Дежурный» переадресовал его по назначению – в ГКП на ПХВ акимата города Алматы «Алматы Қала Жарық». Получено разъяснение, что «… предметом деятельности предприятия является осуществление деятельности в области содержания объектов ЛНО территорий улиц, дорог, дворов и придомовых территорий. Предприятие не осуществляет разработку ПСД и реализацию строительно-монтажных работ (СМР). Для установки ЛНО необходимо обратиться в районный акимат».
Ладно. Мы обратились в акимат Ауэзовского района, но чиновники открестились и перевели стрелки на Управление энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы, откуда «дежурный» получил уже такой ответ: «Управлением совместно с ГКП «Алматы Қала Жарық» и частным партнером произведен предварительный подсчет неосвещенных и частично неосвещенных улиц и дворов, требующих установки ЛНО. Указанный адрес включен в перечень неосвещенных улиц на разработку ПСД, которая будет производиться по мере выделения финансовых средств».
Сколько придется ждать «выделения финансовых средств», увы, осталось тайной, покрытой мраком – таким же, как и на тротуаре между двумя детскими садами…
Накипело…
Еще 13 сентября Елена Калашникова в очередной раз задала вопросы акиму Жетысуского района:
– Не помню, какое по счету это обращение, но молчать не могу! На вашей территории проводят работы недобросовестные подрядчики? Значит, вам и решать проблемные вопросы! Сколько на улице Борзова можно жить в грязи с разрытыми ямами и глинистой жижей во дворах? Приехали рабочие, выкопали яму возле дома № 72/1, грязь с водой растеклась по соседним дворам, и опять – тишина!
В акимате Жетысуского района подтвердили: «В связи с течью по указанному адресу подрядной организацией ТОО «ТриА Холдинг» производились аварийно-восстановительные работы. Восстановление будет произведено до 25.09.2021 года согласно гарантийному обязательству».
Такой ответ чиновников совершенно не удовлетворил жителей улицы Борзова, так как, по их словам, этими гарантийными сроками их «кормят» уже целых три месяца.
Чем дело закончилось? Как и предполагала Елена Калашникова, ничем хорошим:
– Порвали старый, но рабочий, водопровод, засорили его, пришлось скручивать вентили и спускать воду. Нам еще повезло – нашли причину засора, и не возникло надобности копать. А вот соседям пришлось менять трубы, вскрывать полы в доме, плитку во дворе! Что это за горе-подрядчики? При каждом тестовом запуске новых сетей – порывы! Так еще и те, что 45 лет работают исправно, изуродовали!
А на улице Гёте от улицы Богдана Хмельницкого до 31-й школы до сих пор нет центральной канализации, хотя везде в округе она есть.
– С 1999 года мы просим об этом, но безрезультатно, – сетует Виталий Павлов. – Уже пять акимов Турксибского района за это время сменилось, а воз и ныне там – одни отписки от чиновников, что «…вопрос принят на рассмотрение», «…заложили в бюджет» и пр. – и так более двадцати лет подряд… Как нам достучаться до властей?
По словам местных жителей, в Турксибском районе вообще плохо с центральной канализацией.
– У нас половина района без нее, – утверждает Сергей Крупнов.
Из Управления энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы поступил комментарий: «Сотрудниками ГКП «Алматы Су» произведено обследование по указанному адресу. Установлено, что городские канализационные сети Д-400мм проходят по улице Тажибаева и Д-300мм – по улице Орджоникидзе. В целях обеспечения инженерными сетями (ИС) необходимо разработать проектно-сметную документацию (ПСД). Вопрос будет рассмотрен при формировании плана работ управления на 2022-2023 годы. Также для подключения к городским ИС имеется возможность в соответствии с требованиями Правил организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства получить технические условия (ТУ) в ГКП «Алматы Су» (улица Жарокова, 196) и выполнить мероприятия, указанные в них. Вопрос выдачи ТУ на подключение к ИС будет рассмотрен после подачи заявления с приложением полного пакета документов на жилой дом. Выданные ТУ являются основанием для подключения к вышеуказанным сетям».
Вы что-нибудь поняли? Мы тоже.
– Ответ в виде отписки и ничего не разъясняет конкретно, – резюмировал Марат Турымбетов.
Кто и на что должен подавать заявку, и как сейчас быть людям? «Дежурный» обратился за разъяснением в ГКП на ПХВ «Алматы Су».
– Есть два варианта, – пояснил алгоритм действий Серик Шагиров: – ждать бюджетной программы развития инженерных коммуникаций (заявку подает районный акимат, осуществляет Управление энергоэффективности и инфраструктурного развития города Алматы), или самостоятельно (как вариант, вскладчину с несколькими соседями) самостоятельно тянуть сеть до дома.
«Комок» в горле
Ольга Белякова обнаружила киоск на тротуаре улицы Мате Залки, что ведет вниз к проспекту Абая.
– Посреди тротуара вырос киоск. Стоит, как гриб на тропинке, а прохода нет! Как такое возможно – поставить киоск там, где идет поток пешеходов? – удивлена горожанка.
«Дежурный» адресовал этот вопрос уполномоченному и контролирующему эту сферу органу – Управлению градостроительного контроля (УГК) по городу Алматы. Получен ответ: «В ходе выезда собственник отказался предоставить доступ инспекторам для проведения замера на определение возможного захвата земель госфонда без акта о назначении внеплановой проверки. Поскольку внеплановые проверки проходят регистрацию в органах прокуратуры, для принятия административных мер при установлении захвата земель общего пользования необходимо направить официальное обращение. Сделать это можно на сайте egov.kz или сдать в канцелярию по адресу: проспект Абая, 90».
Горожане посчитали такой ответ бюрократической отпиской. Между участниками группы и чиновниками состоялся следующий диалог:
– Этого и следовало ожидать! – возмутилась ответом чиновников Ольга. – Бюрократия как была, так и осталась по сей день!
– Согласно Предпринимательскому кодексу РК основанием для внеплановой проверки является обращение физических и юридических лиц, – парировало УГК.
– А вы сами разве не можете инициировать такую проверку как уполномоченный контролирующий орган? – резонно поинтересовалась Ксения Зубова. – Вы же проверяете не деятельность, а лишь законность пристройки! Хотя любому понятно, что она незаконна, так как находится на тротуаре. И разве соцсети у нас не приравнены к СМИ? Разве не провозглашен Президентом РК принцип «слышащего государства»? Разве не обязаны госслужащие реагировать на сигналы в соцсетях надлежащим образом?
Увы, все эти вопросы УГК не удостоило ответом. Будем считать их риторическими.
Как им это удаётся?
Жители дома № 58/37, что на углу улиц Курмангазы и Абылай хана, возмутились тем, что в четвертом подъезде начались работы по пристройке к квартире. По их словам, это медицинский центр на первом этаже. При этом соседи не в курсе, какие конкретно работы по перепланировке помещения ведутся.
– На просьбу показать разрешение на строительство, рабочие отказываются, говорят, акимат и участковый в курсе, – утверждает Айгуль Бактыгереева.
Странно, но чиновники Алмалинского акимата, которые обычно оперативно реагируют на обращения в группе, на этот раз не откликнулись.
Зато получено разъяснение от Управления городского планирования и урбанистики города Алматы: «Квартира № 64 по адресу: улица Курмангазы, дом № 58/37, принадлежит частному лицу на основании правоустанавливающих документов. Согласно законодательству РК в рамках оказания государственных услуг и на основании предоставленного письменного согласия жителей управлением выдана предпроектная документация на внутреннюю перепланировку и переоборудование квартиры под нежилое помещение. На пристройку предпроектная документация не выдавалась. Информация передана по компетенции в УГК города Алматы».
Но переделка помещения на первом этаже многоэтажки действительно ведется. И это уже не просто беспокоит жильцов:
– Наш дом находится под реальной угрозой! – серьезно встревожена Гайша Шуленбаева.
В УГК безмятежно пояснили следующее: «СМР на объекте «Реконструкция квартиры (внутренняя перепланировка с переоборудованием)» по указанному адресу ведутся на основании выданных разрешительных документов и по уведомлению о начале производства СМР за № KZ10REA00235914. Подрядчик – ТОО «НЭП StroyGroup», авторский надзор – ТОО «НЭП StroyGroup», технический надзор – эксперт Абилов З.Н.
Но что входит в понятие «переоборудование»? Вроде, несущие конструкции запрещено ломать? Что дает право на это?
В отсутствие внятной реакции со стороны чиновников жильцы сами поясняют, какие законодательные нормы нарушены:
– Здесь нарушено сразу несколько законов РК: «О жилищных отношениях», так как без согласия собственников квартир эти действия незаконны; «Об архитектурной и градостроительной деятельности» и сопутствующие СНиПы, по которым с 2012 года не допускается устройство проемов в несущих стенах крупнопанельных домов (приказ № 274 от 25.06.2012 г. «О внесении изменений и дополнений в СНиП РК 3.02-43-2007»). Перепланировка в многоквартирных домах с крупнопанельными несущими стенами допускается только за счет демонтажа ненесущих или самонесущих конструкций. Не несущими являются только встроенные деревянные шкафы, перегородки и стена между туалетом и ванной, самонесущими – стены, стоящие на фундаменте без опирания на них плит перекрытия (горизонтальные плиты).
То есть, если, к примеру, будет сделан проем в несущей стене панельного дома между кухней и гостиной, то узаконить такие изменения не удастся? Или… удастся?
Статья опубликована в №129, от 26.10.2021 газеты "Вечерний Алматы".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!