Достаточно давно в Алматы началась кампания по обновлению остановочных комплексов (ОК). На сколько исполнены обязательства подрядчиками?
Помнится, тогда это дело было выставлено на тендер, и несколько компаний взялись за дело. Их интерес состоял в расположении на остановках общественного транспорта (ОТ) рекламных материалов. Одна из подрядившихся на установку ОК – компания «РТС» (других нам не объявляли, но они вроде бы есть). Так вот, судя по многочисленным сообщениям горожан, компании взялись за работу, но в основном они построили остановки в центральной части города – понятно, почему. А на окраинах ОК так и не обустроены, вернее, во многих местах их вовсе нет.
Наиболее активные участники группы «Дежурный по городу» уже давно предметно и постоянно сообщают о проблемах с остановками.
Эдуард Рыжков: «Остановка «Улица Акпаева» по улице Жансугурова, западная сторона: движение на юг, маршруты № 17, 123 – площадка есть, знак 5.12 есть – павильона нет. Остановка «Магазин» на улице Тобаякова (пересечение с улицей Островского): движение в обоих направлениях, маршруты № 17, 123 – остановочных площадок нет, знаков 5.12 нет, павильонов тоже нет. Остановка «Улица Артиллерийская» по улице Жансугурова, восточная сторона: движение на север, маршрут № 77 (возле кафе «Место Встречи») – всю остановку занимает парковка кафе, площадки нет, знака 5.12 нет, павильона нет. Остановка «Автодром»: движение в сторону микрорайона Кулагер при повороте с улицы Жансугурова на улицу Омарова, маршруты № 17, 56, 123 – остановочной площадки нет (занята парковкой и подъездом к автомойке), знак 5.12 есть, павильона нет. Остановка «Улица Жансугурова» по улице Жумабаева: движение на восток, маршруты № 33, 85, 102, 106, 135, нет ничего – ни площадки, ни знака, ни павильона, распложена вплотную к узенькому тротуару и забору частного домостроения. Движение на запад – та же остановка по улице Жумабаева, маршруты № 27, 33, 56, 102, 106, 123, 135 – также нет ничего».
Татьяна Кадурмятова: «Улица Казыбаева – остановка «Рыскулова». С одной стороны есть, а с другой нет. Улица Ратушного – остановка «Горгаз» – вообще ничего! Остановка «Автобаза» – ничего нет, кроме допотопного «комка»! Управление городской мобильности обещало навести в этом вопросе порядок, но уже апрель, а никаких изменений мы не видим. Дожди и снег, грязища от нерадивых работников, прокладывавших кабель для фонарей уличного освещения. А люди на остановках в основном пожилые или с детьми».
Аскар Хасенов: «В Ужете ничего нет – ни знака остановки ОТ, ни остановочного комплекса. В других микрорайонах, которые появились позже, все есть, а у нас все не как у людей. Живем в самом старом микрорайоне хуже всех. Управление городской мобильности города Алматы обещало, что остановку «Алдабергенова» на улице Бекболата, где даже автобус не может остановиться, перенесут во втором квартале текущего года. Не забудьте о своем обещании!»
Yerlan Nazarov: «На улице Майлина по дороге в аэропорт и обратно стоят железные навесы».
Вера Голубева: «Нет остановочного павильона около Автомеханического колледжа, где едут автобусы маршрутов № 56, 123, 17. Честно сказать, сами ОК безобразно сделаны: скамейки, на которые сесть невозможно; в непогоду от осадков не спрятаться; остановки залиты грязью от проезжающих машин».
Раиса Громова: «По улице Тлендиева вниз ходит автобус 4-го маршрута. Остановочных комплексов нет вообще на проспекте Абая, на улицах Толе би, Дюсенова. От улицы Сатпаева до проспекта Райымбека есть только на Сатпаева и Шакарима».
Carmina Ivaksto: «Акбулак. По улице Шарипова от проспекта Райымбека вниз слева нет крытых остановок. Да их и негде размещать. Справа тоже не везде есть».
Ляйля Кожаева: «В центре мегаполиса нормальные ОК, а в нижней части города – железные! Зимой примерзнешь, летом обожжешься, в дождь и снег до ниточки промокнешь! Так и хочется тех, кто их спроектировал и построил, самих заставить ждать там автобусы!»
Gani Bekenov: «Полгода пишу в Управление городской мобильности города Алматы по поводу остановки, которая была по улице Хантенгри возле мечети. Ответа нет. Почему ее убрали после асфальтирования улицы? Очень удобная была остановка для населения!»
Кстати, напоминаем, именно Управление городской мобильности в ответе на вопросы алматинцев сколько истрачено средств на строительство ОТ, и почему до сих пор остановочные комплексы возведены не везде?
Остановка в развитии
Еркин Кенжебаев: «Остановочные комплексы – громко сказано! Если раньше они были, то сейчас их почти нет. Не знаю, как в старом центре, но по улице Момышулы, да и вообще в западной части города их нет. Навесы такие, что ни от солнца, ни от осадков не спасешься. Пару реек прибили – не сядешь на такую скамейку. Можно встретить и железные. Как на них садиться зимой или летом? Были торговые точки – их теперь тоже нет. А какой отвратительной краской все это окрашено! Какими были ОК, и какие поставили – это небо и земля!»
Елена Денисова: «По улице Жандосова от улицы Саина в сторону Каменки все остановочные комплексы грязные!»
Андрей Анисимов: «Кто придумал такие ОК, которые всюду налепили? Как можно укрыться от непогоды, ветра или палящего солнца на площади четыре квадратных метра под козырьком в полтора метра на остановке с перфорированными стенами и металлическими скамейками?»
Зоя Демиденко: «В центре города отличные крытые остановки. Когда они появились, внутри были вывешены схемы маршрутов, что очень удобно. Но через какое-то время они приобрели потрепанный вид, местами надорваны, разрисованы. А сейчас схемы маршрутов и вовсе исчезли. Пока мы сами, горожане, не научимся бережно относиться к общему городскому имуществу, порядку не бывать…»
Короли дорог
«Почему у нас общественный транспорт ездит как попало?» – спрашивают алматинские пассажиры.
– 5 апреля в 8.30 водитель 37-го автобуса, на всей скорости подъезжая к Гранд Парку, облил мужчину с ног до головы! – пожаловалась «дежурному» алматинка Данара Бекказинова и подтвердила свое обращение фото автобуса. – Когда пассажир, войдя в салон, возмутился, водитель, вместо того чтобы извиниться, наорал на него и на пассажиров, пытающихся заступиться. Кроме того, этот водитель байгует с другими автобусами, а подъезжая к остановкам, останавливается за два метра от бордюрного камня. На улице ливень, вода течет вдоль бордюра, и все выходящие из автобуса пассажиры вынуждены идти по щиколотку в воде. Когда водители ОТ начнут уважать своих пассажиров и будут ездить по правилам?
Представители уполномоченного органа пообещали передать информацию Данары по 37-му маршруту на проверку: «Перевозчик снимет с кабины видео. В случае если обращение подтвердится, к водителю будут приняты меры дисциплинарного взыскания, а также он пройдет дополнительную подготовку в обучающем центре предприятия».
Но заявительницу совершенно не удовлетворил такой ответ. Она, как и многие другие пассажиры алматинского общественного транспорта, считает, что в этом случае необходимо показательное наказание, чтобы другим неповадно было. Тем более что все указанные в жалобе факты характерны и для других маршрутов и водителей ОТ.
Асиям Грицык: «Думаете, дополнительное обучение и даже дисциплинарное взыскание помогут? Очень сомневаюсь!»
Митрий Ин: «Какое обучение? Снять с маршрута, перевести месяца на три слесарем!»
Наталья Бобрикова: «Грин Бас неисправим! 5 апреля водитель маршрута № 48, бортовой № 1816, с шофером 126-го устроили гонки, как в старые времена! Полный автобус людей, едет не по своей полосе, обгоняет, сигналит, потом остановились и прямо на дороге ругались!»
Гани Бекенов: «Автобусы Грин Бас ездят, будто за ними кто-то гонится, тормозят и трогаются с места резко – чуть не падаешь! Водители курят, разговаривают по телефону, громко матерятся, а в салоне сидят и взрослые, и дети. И еще очень много других претензий. Не все водители, конечно, такие, но 80% не думают о пассажирах…»
Бахтияр Мирванов: «По поводу подъезда к остановкам уже больше двух лет пишу, но воз и ныне там. Большинство водителей никак не хотят нормально подъезжать к остановкам, даже те, у которых длина автобуса меньше десяти метров».
Юрий Цибулин: «Автобусы ездят, как попало, часто прижимают велосипедистов, хотя по правилам должны держать дистанцию метр от бордюра. Почему водители ОТ не уважают других участников дорожного движения, ведут себя, как короли дорог?»
Грязь в салоне ОТ – это норма?
Алматинка Марал Колбекова пожаловалась «дежурному» на антисанитарное состояние в салоне автобуса маршрута № 4 и прислала красноречивые фото грязных сидений, на которые не то, что сесть – смотреть страшно.
– Когда в последний раз вы мыли свои автобусы, когда дезинфекция проходила? – возмутилась пассажирка общественного транспорта, адресовав свои вопросы перевозчику.
Представители Управления городской мобильности отреагировали на жалобу и подтвердили, что автобусы должны проходить мойку каждый день: «Перевозчику сделано замечание, сегодня проведут генеральную уборку».
Но такой ответ чиновников никого из алматинских пассажиров не удовлетворил, и они добавили мрачных красок в «портрет» алматинского ОТ.
Людмила Ларькина: «Автобусы должны каждый день выезжать на маршрут чистыми. Это норма, и не как иначе!»
Жанна Садыкова: «Это норма (грязные автобусы) для южной столицы! 85% салонов автобусов грязные. Сидения, подоконники, стекла – все замызганное. Пыль в салоне! Ездить противно!»
Елена Джамалова: «123-й маршрут такой же – в салоне страшно руками за что-то браться! Гос. № 564 DE 02».
Гаухар Джаксыбекова: «Автобус 113-го маршрута – то же самое: грязный, в салоне сильно пахнет бензином!»
Лада Кальчугина: «Маршрут № 106 – вечно грязные салоны, воняют туалетом, так как водители справляют малую нужду в бутылки, которые выбрасывают по дороге…»
И этот список справедливых претензий пассажиров ОТ можно продолжать и продолжать…
Управление городской мобильности города Алматы возьмется, наконец, за наведение порядка в общественном транспорте мегаполиса? Или мы по-прежнему будем слышать только одни пустые обещания?
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!