Алматинцы все чаще отмечают, что недостатки в городской среде нарастают как снежный ком. Чиновникам стоит прислушаться к гласу народа
Ну, заяц, погоди!
Многие алматинцы заметили, что у нас все больше тех, кто в автобусах и троллейбусах перестали оплачивать проезд.
– Когда в салон заходит проверяющий, сразу начинает активно пиликать терминал «Онай», – поделилась наблюдениями с участниками группы Мари Инская. – Вот вам пример:
контролер – пожилая женщина, «зайцы» – двое молодых крепких парней и девушка. Проверяющая еле заставила их оплатить проезд, не говоря уже о том, чтобы снять с маршрута и оформить штраф. Считаю, что необходимо выпускать на линию контролеров парами, и одним из них должен быть мужчина, который физически будет наравне с нарушителями.
Насколько я понимаю, служба контроля получает зарплату с оплаты, а также премиальные со штрафов?
Анну Кару, напротив, не устраивает, что сотрудники компании «Онай» отказываются исполнять свои прямые обязанности. Она перечислила целый ряд нарушений:
– Недавно ехала в автобусе 92-го маршрута, и контролер совершенно спокойно отнесся к тому, что у многих людей не пробиты карты, кивнул водителю и вышел. Кстати, есть претензии и к терминалам: часто они отключены. А еще карта «Онай», на которой есть деньги, не пробивается. Контролер видит, что только что из автобуса вышел его коллега, но все равно заходит и опять по новой проверяет, и так раза три может быть за поездку. Иногда вижу, что контролеры от водителя деньги принимают. Интересно, за что?
Тема вызвала бурное обсуждение:
Зоя Иманбаева: «Позор «зайцам»! Хотят жить на бюджетные деньги, а откуда им взяться, если здоровые шалопаи банально воруют стоимость билетов?».
Мария Абадиева: «На моих глазах контролеры «Онай» – девушка и парень, высадили «зайца» с 98-го маршрута. И правильно сделали: зачастую такие пассажиры ведут себя нагло, если контролер одна девушка. С двумя уже не спорят».
Виктор Колесников: «Где вы, OnaySmm, с вашими контролерами? Последнее время их практически не видно. А потом кричите «денег нет, нужно стоимость проезда поднимать!». Да с поднятием цены еще больше «зайцев» станет. Надо инициировать проверку транспортного холдинга. Почему он не исполняет свои обязанности?»
Елена Джамалова: «То, о чем вы пишите – бич общества. Часто езжу на автобусе и вижу такое регулярно. Если маршрут долгий, то бывает человек по десять «зайцев» катаются. К совести таких взывать бесполезно, а вот со штрафами дело как-то бы надо наладить. Пару раз оплатят, потом ответственнее будут относиться к проезду».
Уполномоченный орган – Управление городской мобильности города Алматы, ситуацию увы, никак не прокомментировало с контролем оплаты проезда.
Возник еще один чувствительный момент – оплата проезда в ОТ пенсионерами, студентами и детьми. Но если у представителей первых двух групп населения есть какие-никакие доходы, то с детьми ситуация иная.
– Почему должны платить за проезд дети? У них ведь нет никакого заработка, – недоумевает Ерболжан Ержанов. – Неужели нельзя для них проезд сделать бесплатным? Думаю, это было бы справедливо.
В тему
«Для чего у нас контрольная служба «Онай»? Для самого факта существования или все же для выполнения конкретной работы? Ну хотя бы для повышения собираемости платы за проезд?» – заинтересовался Василий Котелевский.
Алматинец небезосновательно считает, что это совершенно зряшная надстройка, которую содержат пассажиры, потому как 10% с каждой транзакции уходят туда. Свои слова Василий подтверждает увиденным 24 марта в автобусе 37-го маршрута.
– Около 13.15 часов на остановке «Автовокзал Сайран» в западном направлении заходит контролер с нагрудным номером 148. При нем половина автобуса спохватывается и начинает пробивать карты «Онай». Естественно, у всех они дружно «крякают красным». Контролер – ноль внимания! Мило улыбнулся всем безбилетникам и пошел проверять дальше у оставшихся «лохов», кто за проезд все же заплатил. Привязался только к двум студентам 17-18 лет, выборочно, потому как это безопасно для него самого.
Представитель OnaySmm отреагировал: «По обращению начато служебное расследование. Если нарушение будет подтверждено, в отношении контролера будут приняты соответствующие меры дисциплинарного характера».
Есть предложение
У жителей Жетысуского района, проживающих вдоль улицы Бокейханова, есть пожелание частично изменить схему автобусного маршрута № 13.
– Горожане, прикрепленные к городской поликлинике № 5 (на улице Макатаева), испытывают трудности с поездками в поликлинику, – сообщает Эдуард Рыжков. – Понятно, что туда едет народ нет тот, кому лень, а тот, кто еле ползает, для кого и 500 метров – непреодолимая преграда, например, с больными ногами или спиной, сердцем, с давлением и одышкой. Ныне действующий маршрут № 20 крайне неудобен им. Он не проходит по улице Бокейханова, и пересадку на него можно сделать только доехав по Бокейханова вниз до остановки «Рынок «Салем», то есть, в сторону, обратную от поликлиники.
Общественник предлагает внести следующие изменения:
– После поворота с улицы Бокейханова на проспект Райымбека сразу после остановки повернуть направо по улице Кожамкулова, до улицы Макатаева, далее – направо по Макатаева мимо поликлиники с выездом на улицу Муканова и потом по улице Гоголя до конечной остановки ЦПКиО. В обратном направлении по улице Гоголя до улицы Ади Шарипова, затем до улицы Макатаева через поликлинику и вниз по улицам Монгольской и Есентайской с выездом на проспект Райымбека и поворотом на улицу Бокейханова.
На схеме синим цветом Эдуард обозначил участок, предлагаемый к изменению, красным – действующая схема маршрута и зеленым – участок схемы маршрута, который придется упразднить (в этом месте проходит маршрут № 69, который также следует по Бокейханова).
– Длина маршрута при этом не изменится, увеличения количества автобусов не потребуется, а также автобусы SAZ, которые обслуживают маршрут № 13, легко пройдут по узким улицам Кожамкулова, Монгольской и Есентайской, – подсчитал и просчитал все Эдуард.
«Дежурный» перенаправил предложение в Управление городской мобильности города Алматы. Прислушаются ли чиновники к пожеланиям горожан?
Спрашивали? Отвечаем
Можно ли в салоне общественного транспорта перевозить взрослый велосипед? – интересуется Оксана Тяменко.
Участник группы «Дежурный по городу» Николай Усов помог прояснить этот вопрос и в очередной раз напомнил всем Правила перевозки пассажиров и багажа.
– Велосипед относится к негабаритному багажу, поэтому его перевозка должна оплачиваться отдельно в сумме 150 тенге. Льготы не действуют. Кроме того, лицо, перевозящее велосипед, самокат, электросамокат и т.п. мобильные средства передвижения обязано принять исчерпывающие меры по предотвращению порчи салона, одежды, личных вещей и обуви других пассажиров, их загрязнения. На колеса обязательно нужно надевать чехлы. И просьба: соблюдайте уважение к другим пассажирам, соблюдайте правила, старайтесь перевозить велосипед только на средней (накопительной) площадке и избегать периодов большой заполняемости салонов общественного транспорта. Поверьте, когда в салоне ОТ группа подростков перевозит свои велосипеды, конфликт сторон неизбежен.
А как быть с детскими колясками?
– То же касается и детских колясок, – поясняет Роза Нигашевна. – Нужно доплачивать за место, и я несколько раз делала замечание мамашам, за что подверглась атакам с их стороны.
Специалисты УГМ города Алматы подтвердили правильность комментариев по означенной теме: «С зачехленными колесами – можно».
«Есть ли у чиновников хоть капля сострадания?»
В результате многолетней борьбы со 2 марта 2022 года в Казахстане перестали усыплять безнадзорных собак, но зоозащитники считают, что легче от этого пока не стало.
– Изолятор забит, собаки сидят очень скученно, еда и вода достается не всем. Тревожно и в плане инфекции, – констатирует зоозащитник Яна Счастливая. – Ловить меньше не стали – ежедневно прибывает около 20 особей. Если в клетках размещать однополых, будут драки. Если разнополых – совокупления. Еще одна проблема – уличные клетки без стен, сваренные из арматуры. Спасибо, хоть крыша есть. Но при малейшем ветре собакам укрыться негде, они насквозь промокли и продрогли.
У Яны возник ряд вопросов:
– Чиновники знали, что закон вступит в силу с 1 марта. Неужели нельзя было хоть как-то подготовиться и продумать схему работы в новом формате? Я – из числа бывших чиновников, и знаю, что сам по себе закон – это только начало. Нужен целый ряд подзаконных актов и закупочных процедур, прежде чем дело дойдет до практической реализации, но подготовить все документы в электронном формате, чтобы в нужный момент сразу запустить в работу, всегда можно. Нужно только очень этого хотеть!
И еще вопрос:
– То, что сейчас происходит в изоляторе – это ли не жестокое обращение с животными, возведенное теперь уже в рамки законного?
Зоозащитник предлагает один из вариантов решения проблемы:
– Объявить временный мораторий на отлов. За пару месяцев ничего критичного не произойдет, а за это время утвердить Правила, приняв во внимание многолетний опыт стран, работающих по системе ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат), и начать работать в новом формате. Уже имеющихся животных оттестировать на предмет чумы. Зараженных подвергнуть эвтаназии, а новых отлавливать только по факту подтвержденных нападений.
Надеемся, те, от кого зависит решение проблемы, не останутся в стороне.
Статья опубликована в №32, от 29.03.2022 газеты "Вечерний Алматы".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!