На этой неделе алматинцы обсуждали сложности перехода городских улиц, гибель птиц и походы в горы.
Ключ для перехода
Подземные переходы в очередной раз стали темой для обсуждения горожан. Алматинка Евгения Морозова напомнила, что переходы строят и строят, а подъемники и лифты есть только на 68 мостах, но они обычно не работают.
– А если и работают, то, прежде чем подняться на таком лифте, нужно получить в акимате специальный ключ, – пишет она. – Богдан Джепка минут 40 только дозванивался в акимат, чтобы этот ключ дали. Потом ему привезли его прямо к мосту, но ключ не сразу сработал... Поэтому алматинцам на колясках предлагают побеспокоиться заранее и получить свой ключ в акимате. А если человек не является жителем города, приехал, к примеру, из Нур-Султана или, упаси боже, вообще иностранец? Шансов перейти, а точнее переехать на коляске дорогу у него в принципе нет...
Кстати, ключ дают только тем, кто на колясках, а вот родителям с ребенком в коляске не дадут, как хочешь, так и тащи ее наверх.
Евгения интересуется, почему в подземках нельзя сделать лифты, ведь это общемировая практика.
В свою очередь Белена Блински считает, что наш менталитет не позволяет жить культурно и цивильно. Обязательно все разломают в первые месяцы, а то и дни существования.
– Богдан Джепка как-то выкладывал видео использования такого лифта не по назначению, – комментирует она. – Человек с ограниченными возможностями ждал, когда спустится лифт. Лифт спустился, и из него вышло девять человек, хотя на дверях подъемника висела табличка о том, что разрешено не более двух человек.
Поэтому, по мнению алматинки, электронный ключ нужен, но только надо как-то упростить процедуру его получения. Возможно, развезти по домам и выдать каждому нуждающемуся.
Ловушка «Нурлы Тау»
Алматинцы обеспокоены массовой гибелью мелких птиц, которые ежедневно разбиваются о стекла ЖК «Нурлы Тау».
Даурен Аскаров в социальных сетях разместил видео и подсчитал количество погибших пернатых.
– Вот интересно, когда строили, не думали об этом? – спрашивает он. – Ведь в истории много примеров, когда птицы путались и врезались в дома, построенные таким образом.
Напомним, что ЖК «Нурлы Тау» является частью одноименного многофункционального центра, расположенного в Бостандыкском районе Алматы рядом с резиденцией Президента РК в квадрате Фурманова – Аль-Фараби – Желтоксан – Ганди. Здания имеют переменную высоту от 7 до 32 этажей (в рейтинге самых высоких ЖК на втором месте). Фасады покрыты специальным светоотражающим стеклом серо-голубого цвета, что и стало причиной массовой гибели пернатых.
В своем ответе городское Управление экологии и окружающей среды попросило горожан обратиться в адрес застройщика данного здания. Так как план проектирования застройки не согласовывается с УЭ и ОС Алматы, поскольку контроль объектов строительства не входит в компетенцию ведомства. Кстати, и защитой птиц управление не занимается. В их компетенцию входят определенные вопросы касательно зеленых насаждений города, водных объектов, атмосферного воздуха, рекреационных зон Алматы.
Галия Байтулина считает, что массовая гибель птиц в масштабах Алматы – это настоящая экологическая катастрофа.
– Необходимо срочно привлечь орнитологов, нужны их рекомендации, – пишет она. – Это же не единственное подобное здание в городе.
Василий Мартынов пишет, чтобы птицы не пытались лететь сквозь стекло, нужно любым образом убрать этот воздушный «коридор»: отличным вариантом будет наклеивание на стекло силуэтов птиц, но только хищных…
Горожане, возмутившись по поводу того, что проблемы флоры и фауны мегаполиса не относятся к Управлению экологии и окружающей среды, попросили ведомство организовать совместный выезд со специалистами для принятия решения по данному вопросу, поскольку популяция мелких птиц в мегаполисе сокращается с каждым годом.
Нет условий для работы
Алматинцы продолжают обсуждать видео с водителем общественного транспорта, справлявшим нужду, не отходя от машины.
– А я хочу заступиться за водителя, – пишет Гульнара Жаутикова. – Почему? Да потому что они тоже люди. Приехал на конечную, а его тут же, например, отправили, потому что предыдущий автобус сломался, даже в туалет не успел сходить. Это при том, что мы, простые граждане, не можем в городе найти туалет, повезет, если кафе, магазины впустят. Здесь надо не водителя наказывать, а удобства для них создать.
Комментируя сообщение, Серик Урумбаев написал, что этот вопрос не раз обсуждался, в частности, и с городским акиматом.
– Но пока чиновники только и умеют, что субсидии сокращать и зарплату водителей уменьшать, – добавил он.
Абылай Остемир тоже написал, что маршрут № 27 длинный, дорога в один конец занимает 1 час 50 минут.
– Условия надо создавать водителям, – считает он. – У перевозчиков сил нет. Мы как-то ставили биотуалет, так его украли. Водителям даже поесть негде, в салоне автобуса обедают.
Многие горожане возмутились поступком человека, снимавшего видео, и тем, что у водителей отсутствуют элементарные условия для работы.
Эх, дороги
Рауан Имангалиев возмутился, почему все молчат об ужасном состоянии наших развязок?
– На Райымбека, на Рыскулова, – пишет он, – яма на яме. Все швы расходятся. Вокруг каждого люка проваливается асфальт. Управлению нужно провести проверку качества дорожного полотна над и вокруг развязок и хотя бы точечно залатать все ямы.
Кульмара Джилкибаева вспомнила, что аким Алматы Ерболат Досаев недавно говорил, что он не собирается ежегодно делать дороги.
– А по новому асфальту нельзя будет ездить 72 часа, – пишет она. – В итоге дорогу ночью закатывают, а с 6 утра открывают.
В свою очередь в Open Almaty сообщили, что обращение зарегистрировано и его статус можно уточнить в messenger @openalmaty или в колл-центре 1308.
Дела вокзальные
Красота в глазах смотрящего, считают горожане, говоря о железнодорожном вокзале Алматы-2.
В своей публикации Любовь Снежко сообщила, что недавно сама была на вокзале и никакого негатива не заметила. Она также написала, что, по слухам, в планах города намечен снос здания.
– Попала сегодня в 5.30 утра на вокзал Алматы-2, – пишет Ольга Зорина. – У меня было 40 минут рассмотреть его здание по-новому. Без пассажиров здесь свой ритм – кассиры за пустыми окошками, охранники пьют вместе чай из термоса. Видны все указатели и надписи на трех языках. Только внимательно посмотреть, и все, что выше головы, взгляд легко находит. Само здание любопытное, особенно колонны, витражи, люстры, а также огромное панно «Дружба народов». Кафешки и столовые, в которых есть все – от кофе до пауэрбанков. Но тут приходит поезд, в здание влетают люди с бешеными глазами, спешкой, толкая друг друга. Начинают в нервном напряжении не искать вывески с информацией, а спрашивать у сотрудников вокзала, где что. И те каждому вежливо объясняют, улыбаются. Никогда ранее не задумывалась, что в таком хаосе они всем по факту помогают.
Возможно, нам надо быть спокойнее, и, находясь в аэропортах или на вокзалах, разглядеть в них неспешность и комфорт там, где они есть, конечно, – добавила Ольга.
Галиева Марина считает, что снос вокзала будет огромной ошибкой властей. Как и снос «Саяхата», на месте которого так ничего и не появилось.
Елена Плеханова также считает вокзал очень удобным.
– Доехать из «верхнего» города и из западных районов можно легко и относительно быстро, – пишет она. – Если вокзал упразднят, то это будет большой ошибкой. Пожалуйста, оставьте Алматы-2. Нам удобно добираться до него и обратно.
Ведь далеко не все ездят на собственных авто и на такси, уверена Елена.
«Вечёрка» отправила запрос по поводу сноса вокзала в соответствующее ведомство.
По грибы да по ягоды
Жителям и гостям Алматы напомнили, что для сбора грибов и ягод в горах нужно покупать разрешение.
Любовь Снежко прокомментировала Правила обращения с растениями, дериватами и их частями.
– За незаконный сбор ягод, грибов, лекарственных растений огромные суммы штрафов, – пишет она, – а за сбор редких, исчезающих растений даже уголовная ответственность, впечатляет... Разрешение берется в Тургене, в лесхозе и стоит в размере 1 МРП.
По словам горожан, эти правила действуют уже несколько лет, однако многие о них не знают.
Василий Сорокин рассказал, что на прошлой неделе его друзья ездили по грибы в Тургеньское ущелье.
– Набрали 1,5 ведра, – пишет он. – За то, что собирали бесплатно, были оштрафованы. Грибочки обошлись в 18 000 тенге.
Наталья Дрекслер пишет, что эта норма существует уже лет семь, однако о ней не знают и не соблюдают.
– Надо приехать в администрацию Иле-Алатауского нацпарка и оплатить планируемое количество собираемых грибов, – комментирует она. – Там есть градация по видам. Цена смешная. Да, это мировая практика. За подснежники вплоть до уголовной ответственности. Это и хорошо. Крокус алатауский находится в Красной книге – это наш эндемик.
Юлия Казакова пожаловалась на неудобства, связанные с покупкой разрешения.
– Нужно ехать в администрацию и только там покупать разрешение, – пишет она. – Почему нельзя это сделать на любом экопосту, или онлайн, или вообще по факту при въезде? Ведь может и такое случиться – разрешение куплено, а грибов-ягод нет, деньги потрачены зря.
Обсуждая тему, алматинцы вспомнили про мусор в горах, который оставляют люди, и про редкие цветы и растения, произрастающие на нашей территории.
Статья опубликована в №95 от 18.08.2022 газеты «Вечерний Алматы».
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!