В этом году исполнилось 77 лет со дня рождения корифея транспортной науки академика Анвара Акчурина.
Ученый, педагог, инноватор. Свою жизнь Анвар Гафурович Акчурин посвятил дорожной отрасли республики, высшему образованию в области автомобильного транспорта и коммуникаций.
Путь в профессию будущего ученого начинался в послевоенные годы. Страна остро нуждалась в дорогах, автомобильной и сельскохозяйственной технике. Транспортная сфера открывала широкие возможности, и молодой человек решил посвятить себя этому делу. В 1965 году Анвар Акчурин с отличием окончил Саратовский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Работал в ведущих исследовательских и проектных организациях, занимался наукой и уже в 32 года получил докторскую степень. Тогда имя Акчурина впервые прозвучало в научных кругах, ведь в тот период специалисты защищались в 40, а то и в 50 лет и появление такого молодого доктора наук было нерядовым явлением. В 1975 году ученый был удостоен премии Ленинского комсомола Казахстана в области науки и техники.
Свой богатый научный багаж Анвар Гафурович Акчурин активно применял в преподавательской работе и в 1983 году возглавил Алматинский общетехнический факультет Усть-Каменогорского строительно-дорожного института. Вскоре при непосредственном участии Акчурина учебное заведение станет самостоятельным вузом. Годами позже институт вольется в Казахскую академию транспорта и коммуникаций имени Тынышпаева. Этот вуз для ученого стал родным до конца жизни.
Коллеги и ученики вспоминают Анвара Гафуровича как честного и прямого человека, открыто высказывающего критику. И студенты это ценили – педагогический подход ученого способствовал усилению общей дисциплины и повышению успеваемости. Уважали ученики и человеческие качества своего преподавателя – неравнодушие, отеческую доброту, отзывчивость.
Анвар Акчурин был творчески неугомонным, учился всегда. Уже будучи зрелым профессором, изучил юриспруденцию, экономику, всерьез занялся проблемами логистики и экологии. Не всегда коллеги могли понять такой энтузиазм, спрашивали профессора, зачем ему эти дисциплины. Он же был уверен, что все эти знания необходимы современной транспортной отрасли.
«Там, где транспорт, там и границы, следовательно, надо знать законы; там, где транспорт, там и экономика, конкуренция, значит, надо разбираться в логистике; там, где транспорт, там экология, ведь, расширяя маршруты и усиливая трафик, мы должны заботиться о природе», – объяснял ученый.
К слову, научными исследованиями в сфере экологии академик Акчурин вплотную занялся в зрелом возрасте. Будучи жителем города, где смог стал почти данностью, он стремился помочь Алматы и другим мегаполисам сделать воздух чище.
Анвар Акчурин разработал инновационный экологический проект огромного «пылесоса», который способен поднимать загрязненный воздух в верхние слои атмосферы, тем самым очищая его для жителей города. По проекту высота металлокерамической конструкции должна составить примерно 300 метров, ее ученый предложил установить рядом с телевышкой на Кок-Тобе. Свое изобретение ученый планировал представить на ЕХРО-2017, но не успел – почетного дорожника Казахстана Анвара Гафуровича Акчурина не стало в 2015 году.
Сегодня это изобретение развивают и совершенствуют его внуки – Ануар и Абдрахман Акчурины. Ануар оканчивает один из ведущих аэрокосмических вузов США, Абдрахман – школьник. Молодые люди подали заявку на патент, а значит, у дела, которое основал их дед, есть продолжение. И это, уверены его внуки, станет лучшей памятью об Анваре Гафуровиче Акчурине.
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!