– Арман Еркынович, давайте начнем нашу беседу с Послания Президента народу Казахстана, которое было озвучено на днях, 1 сентября. Что в этом документе самое важное и главное, на ваш взгляд?
– Послание Президента процентов на семьдесят состоит из экономических реформ и это было ожидаемо, ведь Токаев ранее анонсировал, что представит в нем новую экономическую модель.
По моему мнению, первоочередной акцент в Послании сделан на трех направлениях – развитии промышленной политики, геологоразведке и модернизации инфраструктуры, в том числе энергетической. Это те новые точки роста, за счет которых предполагается уйти от сырьевой зависимости и сделать сильный экономический рывок.
В документе четко обозначена стратегическая цель: к 2029 году ВВП страны должен вырасти в два раза и составить 450 млрд долларов. Это ориентир, по которому и будет двигаться экономика Казахстана и именно эти три отрасли, на которых акцентировал внимание Президент, дадут серьезный рост ВВП, хотя он в общей сложности обозначил более десяти приоритетных направлений экономической политики.
Также Касым-Жомарт Токаев сказал еще об одной важной реформе, связанной с реорганизацией госаппарата. Теперь за экономическую политику страны полностью будет нести ответственность Правительство вместе с отраслевыми министрами, а акимы областей будут отвечать за ее реализацию непосредственно на местах.
Администрация Президента будет осуществлять стратегические функции, вопросы внутренней и внешней политики, обеспечения обороны и безопасности, кадровые назначения и другие.
Вместе с тем будут продолжены административные реформы на региональном уровне. Так, районным акиматам предоставляется большая самостоятельность, в частности, право самостоятельного бюджетного финансирования. Кроме того, как напомнил Президент, в этом году будут апробированы выборы акимов районов и городов областного значения.
– После оглашения Послания сразу был запущен процесс кадровых изменений в высших эшелонах власти. Насколько эти перестановки были ожидаемы?
– Да, начиная с 1 сентября и по сегодняшний день проводятся структурные и кадровые изменения в Администрации Президента и Правительстве.
В обновленной структуре АП упразднены должности заместителей руководителя АП и сокращены четыре отдела. На смену им пришли помощники Президента по внутренней политике и коммуникациям, науке и инновациям, по экономическим, международным, правовым вопросам.
Иерархия в АП теперь такова: сначала идет руководитель Администрации Президента, затем секретарь Совета безопасности, начальник Канцелярии, потом помощники, советники Президента и отделы.
– Вообще-то это все известные люди, которые итак до этого работали в Администрации Президента…
– Не все. К примеру, Асет Иргалиев, получивший должность помощника Президента по экономическим вопросам, до этого был председателем Агентства по стратегическому планированию и реформам. У него за плечами большой руководящий опыт, в том числе в качестве главы Министерства национальной экономики и, наверное, этим продиктовано его назначение на должность помощника.
Каната Бозумбаева, у которого предпоследняя должность была аким Алматинской области, перевели на позицию советника Президента, он тоже имеет огромный управленческий опыт, был и министром энергетики, и акимом ряда областей.
Большие структурные изменения произошли и в Правительстве путем реорганизации. Так, созданы пять новых ведомств – Министерство водных ресурсов и ирригации, Министерство транспорта, Министерство промышленности и строительства, Министерство культуры и информации, Министерство туризма и спорта.
– Какой смысл было создавать новые министерства и какие из них, по вашему мнению, являются более важными?
– В первую очередь хотел бы отметить Министерство водных ресурсов и ирригации, оно было выделено от Министерства экологии и природных ресурсов. Почему это важное направление?
На сегодняшний день в Казахстане, как и во всем центрально-азиатском регионе особую актуальность приобретают вопросы, связанные с обеспечением водой и водной безопасностью. Данной теме Глава государства посвятил в Послании отдельный блок. И новое министерство как раз будет регулировать все процессы, связанные с водными ресурсами и их дефицитом.
Другим важным ведомством, является, на мой взгляд, Министерство транспорта. Оно будет регулировать всю транспортную отрасль страны. Развитию транспортно-логистической отрасли также уделено особое внимание со стороны Главы государства, так как именно эта сфера должна повысить долю транспортно-логистического сектора в структуре ВВП до девяти процентов в течение трех лет.
– Кстати, почему Президент стал планировать именно на три года?
– Вы внимательно слушали Послание? Он же сказал, нужно отойти от долгосрочных эфемерных целей и сосредоточиться на среднесрочный трехлетний период. Думаю, это правильно. Этого времени хватит, чтобы принести какие-то ощутимые результаты и показать, насколько эффективно реализуется реформа.
Но вернемся к транспортно-логистическому сектору. Нам нужно будет реконструировать автомобильные дороги, железнодорожный транспорт, в кратчайшие сроки трансформировать КТЖ в полноценную транспортно-логистическую компанию, о чем, кстати, Президент говорил еще в предыдущем Послании ровно год назад и в этот раз опять напомнил.
В целом Казахстан продолжит курс на интеграцию в международные транспортные маршруты в рамках ТМТМ и будет выстраивать связь с Азербайджаном, Грузией и Турцией. Вот для чего нужно Министерство транспорта.
– И все же, какая была необходимость делить транспорт, промышленность и строительство на отдельные ведомства?
– Видите ли, раньше было одно большое министерство – индустрии и инфраструктурного развития и там слишком много было разных отраслей и направлений, поэтому трудно было их регулировать. А создание новых министерств придаст дополнительный импульс развитию этих точечных отраслей.
Что касается других новых министерств – культуры и информации, туризма и спорта, то здесь в принципе произошел процесс преобразования. Теперь, например, Министерство культуры и информации становится главным идеологическим ведомством. Отдельно выделены туризм и спорт (а раньше были культура и спорт) и это понятно, ведь спорт и туризм имеют большую взаимосвязь, чем спорт и культура.
– Арман Еркынович, что вы можете сказать о назначении Тимура Сулейменова председателем Нацбанка?
– Думаю, перевод его в Нацбанк связан с необходимостью обеспечения стабильности цен в условиях высокой сохраняющейся инфляции, хотя некоторые эксперты считают, что это вызвано решением о привлечении в Казахстан трех зарубежных банков для финансирования экономических проектов и поддержки реального сектора.
И еще один такой интересный момент. Мы видим, что ряд новых министров переведены в правительственные кресла из акиматов.
Так, Министерство туризма и спорта возглавил бывший аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев, а министр внутренних дел Марат Ахметжанов, наоборот, стал акимом Акмолинской области. Министр сельского хозяйства Ербол Карашукеев назначен акимом Жамбылской области, а аким СКО Айдарбек Сапаров стал министром сельского хозяйства. Аким Жамбылской области Нуржан Нуржигитов возглавил одно из новых ключевых министерств – водных ресурсов и ирригации.
– Но ведь Жамбылская область испытывает серьезные трудности с водными ресурсами и не так давно – в конце августа в шести ее районах из-за нехватки воды был даже объявлен режим ЧП. И вдруг акима этого региона назначают министром. Где логика? Он в одной области не справился с обеспечением водой, а как будет решать эту проблему в масштабах страны?
– В Жамбылской области был объявлен режим чрезвычайной ситуации природного характера регионального уровня. Как известно, ЧП была вызвана аномальной жарой и нехваткой поливной воды. Думаю, Нуржигитов тот человек, который имеет определенный опыт работы в сфере регулирования водных ресурсов.
Все эти назначения вписываются в тренд, в соответствии с которым акимы переходят на ответственные позиции в Правительство, а министры – в регионы.
Также видим тренд, когда в такие важные сферы, как Национальный банк назначаются люди, имеющие опыт работы в Администрации Президента и концептуальное видение развития экономики. Имею в виду Тимура Сулейменова, он же был заместителем руководителя АП и курировал экономическую политику.
Проводимая реорганизация Правительства и Администрации Президента показывает, что прежняя государственная модель не смогла выполнить поставленные ранее задачи и потому возникла необходимость в кардинальном изменении работы и структуры госаппарата.
Но, главное, реорганизация проводится для того, чтобы получить реальные результаты в разрезе обозначанных Президентом трех лет, чтобы население действительно почувствовало эти позитивные изменения. С этой целью и даются такие возможности и компетенции Правительству и профильным министрам.
Таким образом, меняется система госуправления, она теперь заточена на исполнении экономических реформ, озвученных в Послании.
Каким образом обновленному госаппарату удастся показать среднесрочные результаты – ключевой вопрос, который будет влиять на эффективность предложенных реформ.
Торгын Нурсеитова