В конце прошлого года в журнале Всемирного Совета Сообществ Сравнительного Образования (ВСОСО – WCCES) вышла статья профессора КазНУ им. аль-Фараби, президента Академии педагогических наук Аскарбека Кусаинова «Роль внутреннего резерва в повышении качества знаний учащихся».
ВСОСО создан в 1970 году в Канаде крупными учеными компаративистами мира. В настоящее время в его состав входят Общества Сравнительного Образования более 50 ведущих стран мира. Организация работает в тесном сотрудничестве с ЮНЕСКО.
Журнал ВСОСО является одним из ведущих в мире в области сравнительного и международного образования. Подробная аннотация каждой статьи пишется на английском, французском, испанском, русском, китайском и арабском языках.
В статье Аскарбека Кусаинова анализируются компоненты системы среднего образования и их связь с качеством образования на основе анализа исследований Академии педагогических наук и зарубежных ученых. Выводы основаны на данных эксперимента, проведенных в течение двух лет в школах Туркестанской области. Автор разработал концепцию эксперимента и комплексную программу его реализации, а также представил полученные результаты. Он подчеркивает роль внутреннего резерва образовательной организации в повышении качества знаний учащихся и доказывает это, цитируя результаты исследования McKinsey & Company вопросов на тему «Как добиться стабильно высокого качества обучения в школе?» и «Каким образом лучшие школьные системы продолжают совершенствоваться?» Были проанализированы результаты исследований PISA и TIMSS с 2003 года, а также факторы, обеспечивающие их успех и эффективность.
Академик в течение двух лет проводил эксперименты в Толебийском, Отрарском, Ордабасинском и Сайрамском районах Туркестанской области. В их принимали участие более 3,0 тысяч учащихся и около 400 учителей из более чем 40 школ четырех сельских районов области.
Далее приведена формула, показывающая связь между качеством образования и ее составляющими, а также выводы автора. Редакция журнала обозначила ее как «формулу профессора Кусаинова».
Связь между качеством знаний учащихся и ее составляющими можно показать на основе следующих показателей:
Кзн. уч = Кст + Кл + Кпкк + Кмо + Кв + Книр + Купр + Кмтб;
Кзн.уч – качество знании учащихся;
Кст – качество образовательных стандартов и учебных программ;
Кл – качество учебной литературы;
Кпкк – качество профессиональной квалификации педагогических кадров;
Кмо – качество мониторинга образования;
Кв – качество духовно-нравственного и патриотического воспитания;
Книр – качество научно-исследовательских работ;
Купр – качество системы управления;
Кмтб – качество материально-технической базы.
Публикация статьи Аскарбека Кусаинова является признанием его научных достижений на мировом уровне. До сих пор такая сложная проблема, как повышение качества образования, не была описана так сжато, емко и доступна в одной формуле.
Доктор педагогических наук, профессор КазНУ им. аль-Фараби Акмарал Магауова.
Статья опубликована в №16, от 12.02.2022 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Формула профессора Кусаинова".
Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!