В условиях стремительных технологических изменений и цифровой трансформации медиапространства полиграфическая отрасль переживает период активного переосмысления своих задач и кадровых потребностей. Ответом на этот вызов стало проведение форсайт-сессии, объединившей студентов, преподавателей, представителей бизнеса и экспертов рынка труда. 15 апреля 2025 года «Колледж принтмедиа технологий» в рамках Года рабочих профессий города Алматы совместно с работодателями провел на своей базе форсайт-сессию «Полиграфия и образование: новые горизонты» по вопросам подготовки кадров. Для проведения Форсайт-сессии использовался вариант данной методики Rapid Foresight (быстрый Форсайт), позволяющий достигать репрезентативных результатов в более короткие сроки (1 день), чем классические (до недельного срока обсуждения) технологии Форсайта.
В форсайт-сессии приняли участие директора и заместители директоров, педагоги средних специальных учебных заведений, высших учебных заведений, эксперты, представители работодателей Казахстан стал площадкой для дискуссии и обмена мнениями между представителями различных сфер деятельности. Участники отметили важность подобных мероприятий для развития профессионально-технического образования, бизнеса и экономики в целом.
Презентация текущих трендов в полиграфической отрасли и профессионально-техническом образовании была представлена ведущими экспертами из Эстонии, Германии, России, Республики Казахстан. Экспертные панели и интервью были проведены в форме онлайн-встречи с международными экспертами, которые помогли получить глубокие знания о современных тенденциях и инсайты о специфических темах профессионально-технического образования и полиграфической отрасли.
Участниками были обозначены основные тенденции, достижения и вызовы по вопросам обеспечения качества образования и профессиональной подготовки кадров для полиграфической отрасли, текущие проблемы профессионально-технического образования.
Участники форсайт-сессии обсудили проблемные вопросы в рамках четырех тематических направлений:
1. Образование и рабочие кадры. Фокус-группа № 1 работала по теме: «Будущее профессионально-технического образования Казахстана в цифровую эпоху». Были обсуждены рынок труда и требования к квалификации, нарастающий дефицит кадров всех уровней квалификации и адаптация программ обучения. Растущий спрос на персонализированные продукты и услуги в полиграфии, что требует гибкости и креативности в производственных процессах. Увеличение внимания к экологическим аспектам производства, включая использование перерабатываемых материалов и экологически чистых технологий. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РК. Вопросы автоматизации производства и внедрения технологий искусственного интеллекта в различные сферы и индустрии, устойчивости и уязвимости мифов об ИИ, границах его применения в практиках работы с кадрами. Спикеры отвечали на вопросы, вытеснит ли в обозримом будущем искусственный интеллект человека из различных отраслей экономики, какие новые профессии и квалификации появляются в связи с внедрением технологий ИИ, как он меняет традиционную практику подготовки кадров и трудоустройства. Аналитика по вопросам подготовки кадров, интеграции запросов работодателей с образовательную деятельность, создания системы мотивации и адаптации молодых специалистов, способы решения производственных задач в перспективе.
2. Направление – Полиграфическая промышленность. Фокус-группа № 2 работала по теме: «Определение ключевых компетенций для прогнозируемого будущего полиграфии». Был сделан обзор современных технологий и изменений в полиграфической отрасли. Обсуждена вероятность внедрения цифровых технологий и автоматизированных процессов в полиграфии. Это включает в себя использование программного обеспечения для управления производственными процессами, автоматизацию печатных машин и внедрение технологий 3D-печати. Потребность в мультидисциплинарных специалистах, которые могут работать на стыке различных областей. Необходимость в специалистах, обладающих навыками работы с новыми технологиями, а также в обучении существующих сотрудников. Применение аналитики для оптимизации процессов и повышения качества продукции. Потребность в специалистах, которые понимают принципы устойчивого развития и могут внедрять их в производственные процессы. Выступление экспертов, обсуждение вызовов и возможностей.
Ключевой темой стало определение ключевых компетенций для прогнозируемого будущего полиграфии и интеграция запросов и задач работодателей в образовательную деятельность, начиная с первого курса. Современные форматы сотрудничества и пример наиболее эффективных взаимоотношений и интеграции образовательного процесса с отраслевыми партнерами.
2. Направление – Полиграфические расходные материалы Фокус-группа № 3 работала по теме: «Текущее состояние и перспективы рынка полиграфических расходных материалов в РК». Рынок полиграфических расходных материалов в РК находится на этапе трансформации, и его будущее будет зависеть от способности компаний адаптироваться к изменениям в технологиях, потребительских предпочтениях и экологическим требованиям. Рынок характеризуется высокой конкуренцией, внедрение новых технологий, таких как цифровая печать и экологически чистые материалы, меняет ландшафт рынка. Глобализация рынка может привести к увеличению конкуренции, но также и к новым возможностям для импорта полиграфических расходных материалов. Рынок должен адаптироваться к новым требованиям клиентов, включая индивидуализацию продукции и более быстрые сроки выполнения заказов. Основная тема для обсуждения – вопрос поставки печатного, послепечатного оборудования и расходных материалов для полиграфии, инсталиции, обучения персонала и гарантийного и технического обслуживания оборудования. Участники обсуждают пути решения сложных технологических вопросов, которые в ежедневной работе создают проблемы, а предприятиям приносят убытки, организации системы контроля качества на полиграфическом производстве, стандартизации офсетной печати.
4. Направление – Профессии будущего. Фокус-группа № 4. Тема: «Кадровый резерв для полиграфии: Профессии будущего, работа на перспективу». Обсуждение в открытом диалоге вопросов о стратегическом развитии знаний и компетенций обучающихся, то, насколько они будут успевать за техническим и информационным прогрессом, который отражается и на полиграфическом производстве и оборудовании. Сценарная версия команды должна включала три основные пункта:
1). Обоснованный выбор «прорывных технологий», т.е. почему данная технология может изменить мир.
2). Варианты влияния технологий на качественные изменения в обществе: в экономике, социальных отношениях, культуре и образовании, экспертных обсуждений и дополнительные материалы. Были приведены аргументы как позитивных и негативных последствий данной технологии.
3). Гипотезы о новых профессиональных приоритетах: итогом сценарной версии является гипотеза команды о том, какие профессиональные навыки и новые профессии могут возникнуть и стать приоритетными и востребованными в связи с определенными технологическими прорывами и последствиями для экономики, социума, культуры, образования.
Обсудив вопросы обеспечения качества образования и профессиональной подготовки кадров для полиграфической отрасли, состояние профессионально-технического образования сегодня: достигнутые результаты и существующие проблемы, участники Форсайт-сессии отметили следующие ключевые аспекты:
- чрезвычайно высокую актуальность дефицита кадров для полиграфической отрасли всех уровней квалификации;
- современные компетенции будущих специалистов должны учитывать решения, выработанные на основе взаимодействия государства, бизнес и образования;
- необходимость совершенствования системы образования, чтобы она отвечала запросам современного рынка труда.
На основе содержимого программы мероприятия форсайт-сессии по будущему профессионального образования и полиграфической отрасли, участники сделали следующие выводы по ключевым трендам будущего образования и отрасли:
1. ИИ и цифровизация
- ИИ активно внедряется как в производственные процессы, так и в протоколы оценки профессиональных навыков студентов (Евросоюз, Китай, Россия).
- В условиях цифровизации востребованы специалисты с навыками анализа данных, работы с автоматизированными системами, цифровыми платформами.
- Роль ИИ в полиграфии и образовании выходит за рамки автоматизации.
- ИИ используется не только для автоматизации, но и для принятия управленческих решений, прогнозирования тенденций, формирования персонализированных траекторий.
2. Образование должно опережать потребности рынка
- Форсайт-сессия показала необходимость интеграции запросов работодателей в учебные программы с самого начала обучения.
- Ключевые компетенции будущего — это мультидисциплинарность, адаптивность, критическое мышление, цифровая грамотность, экологическое сознание.
3. Индустрия требует новых форматов подготовки кадров
- Традиционные подходы к обучению становятся менее эффективными. Требуется гибкое, проектное, модульное образование.
- Практико-ориентированное обучение с элементами моделирования, симуляций, цифровых двойников становится нормой.
4. Профессии будущего требуют новой парадигмы
- Появляются новые роли: оператор цифровых платформ, специалист по управлению ИИ-процессами, дизайнер-аналитик, эколог в полиграфии и др.
Особое внимание было уделено вовлечению студентов в формат активного участия: в ходе работы групп они разрабатывали профессии будущего, анализировали сценарии развития полиграфической индустрии и формулировали компетенции, которые будут востребованы через 5–10 лет.
«Мы поняли, что полиграфия — это уже не только про бумагу и печатные станки. Это про визуальное мышление, работу с цифровыми платформами, экологичное производство и гибкие команды. Это вдохновляет», — поделилась Абдурахманова Жасмин, студентка 2 курса специальности «Издательское дело».
Форсайт-сессия стала площадкой для открытого диалога между системой образования и работодателями, нацеленного на выявление новых направлений развития отрасли и формирование запроса на специалистов будущего. Участники обсудили ключевые тренды, влияющие на рынок: цифровизация печати и автоматизация производственных процессов, интеграция креативных технологий в издательскую сферу, рост спроса на специалистов «широкого профиля» — дизайнеров-верстальщиков, продюсеров контента, способных работать на стыке нескольких профессий, изменения в формате трудовых отношений — развитие фриланса, гибкой занятости и проектной работы. Представители отраслевых компаний выступили в роли экспертов и менторов, озвучив реальные потребности бизнеса. Среди ключевых запросов: навыки кросс-функционального взаимодействия, цифровая грамотность и знание современных графических пакетов, умение быстро адаптироваться к новым технологиям, инициативность и самостоятельность в решении проектных задач. По словам представителей бизнеса, сегодня особенно ценятся специалисты, готовые учиться всю жизнь, а учебные заведения становятся партнёрами в формировании кадрового резерва, а не только поставщиками дипломов.
Таким образом, для решения современных проблем профессионального образования необходимо объединение усилий всех заинтересованных сторон: образовательных учреждений, работодателей, государственных структур и самих студентов. Только совместными усилиями можно создать адаптивную, гибкую и эффективную образовательную систему, способную отвечать на вызовы времени и готовить специалистов, соответствующих требованиям современного рынка труда. Форсайт-сессия показала, что у полиграфии есть будущее — технологичное, гибкое и креативное. Но для того, чтобы это будущее стало реальностью, необходима постоянная работа над подготовкой кадров, способных не только работать «по инструкции», но и быть соавторами изменений. Такие мероприятия становятся важным шагом в развитии партнёрской модели образования, где студент — не просто слушатель, а активный участник, а работодатель — не критик, а союзник. Участники выразили уверенность, что Форсайт-сессия станет отправной точкой для обмена опытом и обсуждения инновационных подходов в подготовке кадров.
Калиниченко Е.Д., заместитель директора по УПР, КГКП «Колледж Принтмедиа технологий»