Госзакупки без романтики: в Казахстане начинается эпоха моральной ответственности

Госзакупки без романтики: в Казахстане начинается эпоха моральной ответственности

Недавно Пре­зидент РК заявил, что эпоха олигархического капитализма заканчивается.


Мы же считаем, что начинается эпоха моральной ответственности, которая налагает на власть и крупный бизнес в лице государственного бюрократического аппарата, национальных компаний, недропользователей обязанности вести себя не только законно, но и этично с нулевым уровнем коррупции.  


В прошлом году быстро растущее накопление фактов коррупционных рисков и потенциальных злоупотреблений в госзакупках и закупках Фонда «Самрук – Казына», которые стали освещаться в медиа и в блогосфере, постепенно подвело политическое руководство республики и наше общество к пониманию того, что необходимы кардинальные реформы сферы госзакупок и закупок квази-госсектора, что отразилось в Послании Главы государства от 1 сентября 2022 года. Президент дал поручение о разработке нового закона о госзакупках и переводе госзакупок и закупок квази-госсектора на единую цифровую платформу, по сути объединения двух платформ — goszakup.gov.kz и zakup.sk.kz. 


На сегодня мы все – общественность, СМИ, независимые аналитики и государственные контролеры, кто изучает, расследует, исследует и анализирует политику в сфере госзакупок, видим только тактическую картину состояния дел, как хороших, так и плохих. 


Но чтобы разработать новый закон о госзакупках, требуется официально утвержденная Президентом РК концепция развития госзакупок, закупок квази-государственного сектора и недропользователей. На сегодня каждый из этих секторов, по различным оценкам, ежегодно проводит закупки примерно на 5 триллионов тенге, в сумме на 15 триллионов тенге или более 30 миллиардов долларов США.



Нургали Рахманов, директор общественного фонда «Цифровое общество»


Отдельно заметим, что официально утвержденная концепция позволит всем нам видеть сферу госзакупок в целом и даст возможность большего вовлечения граждан в обсуждение проблем, разработку тактических и стратегических вопросов для проведения взвешенной и сбалансированной политики. Концепция должна в итоге дать очень продуманный и детализированный закон о закупках государства, который принудит госзаказчика правильно проводить госзакупки без утопической надежды на его моральные качества и нравственность государственного бюрократа, бюрократа национальной компании или бюрократа компании недропользователя. Признанная всеми политическими мыслителями теория общественного выбора как новейшая политическая экономия нашего века утверждает, что любой представитель государственного аппарата мыслит рационально, руководствуется своими частными интересами, пытается расширить свою зону контроля и власти. Общество при поддержке сильного президента, регулирующего баланс интересов государственной бюрократии, представительной демократии и частного бизнеса может поставить барьер коррупционным преступлениям государственного бюрократа и связанного с ним недобросовестного бизнеса только через детальную разработку правил и процедур, регламентирующих принятие законов, форм контроля за финансами, принципов налогообложения. Это – «конституция экономической политики».


Концепция – это программный политико-управленческий документ, из которого выводятся стратегия и дорожная карта, где прописано, кто и за что отвечает с временными рамками, целеполаганием и оценкой необходимых ресурсов для реализации государственной политики касательно этих трех крупных закупочных процессов. Если в госзакупках стоит вопрос эффективного расхода госбюджета, то квази-госсектор – это вопрос эффективности управления госимуществом, то есть имуществом народа Казахстана, а недропользователи – это временные пользователи госсобственностью в виде недр страны, которые принадлежат народу. По сути, все эти закупки должны идти на благо народа через свою колоссальную покупательную способность с ежегодным бюджетом в 30 миллиардов долларов США. Эксперты ООН по устойчивым госзакупкам называют эти закупки спящим гигантом, которые при правильном госуправлении могут стать существенной движущей силой устойчивого развития каждой страны в рамках целей устойчивого развития (ЦУР) ООН. Мы тоже согласны с ними, так как ясно, что если бы все эти закупки были бы открытыми и гарантировали честную справедливую конкуренцию для потенциальных поставщиков, объективную защиту поставщиков от бюрократического произвола заказчика, были бы инклюзивными для женского бизнеса, бизнеса инвалидов, бизнеса молодежи, то при ежегодных справедливых, инклюзивных и конкурентных конкурсах на закупки в объеме более 30 миллиардов долларов США мы могли бы за несколько лет создать мощный жизнеспособный малый и средний бизнес и резко увеличить его вклад в ВВП страны. 


На сегодня Минфин РК находится в процессе разработки концепции госзакупок, но мы как независимые исследователи и эксперты считаем, что концепция должна объединять все эти три крупных закупочных процесса с обязательным внедрением в них метрик принятого правительством РК в 2021 году национального индикатора РК 12.7.1 «Устойчивые госзакупки». Скорейшее внедрение метрик этого индикатора очень важно в связи с тем, что Президент Казахстана предложил ООН создать в городе Алматы региональный центр по ЦУР ООН. 


Мы все как граждане Казахстана, которые входят в закупочное сообщество в самом широком смысле этого слова, должны поставить перед собой амбициозную задачу по участию в развитии страны, чтобы госзакупки, закупки квази-госсектора и закупки недропользователей в Казахстане, которые полностью будут соответствовать принципам устойчивости ЦУР ООН, стали моделью государственного управления и лучшей практикой для всех стран нашего евразийского региона.  Это очевидно достижимая цель за считанные годы, когда имеется политическая поддержка такого рода стратегических инициатив со стороны высшего руководства страны. 


Поэтому перед разработкой нового закона о госзакупках, необходима большая работа, без спешки, по разработке такого программного политико-управленческого документа, как концепция, где были бы учтены все интересы государственного управления, бизнеса и общества и четко прописаны все международные стандарты по прозрачности, конкурентности и устойчивости закупок. 


Если Президент РК утвердит такую продуманную концепцию по эффективному расходу денег налогоплательщиков, эффективным закупкам при управлении госимуществом и при промышленном пользовании недрами страны, которые принадлежат народу Казахстана, то рацио­нально-бюрократическое госуправление сможет обеспечить максимально быстрое развитие сферы государственных закупок, квази-госпредприятий и недропользователей на благо общества в рамках четких детализированных управленческих процедур и правил.    


Статья опубликована в  №7, от 19.01.2023 газеты "Вечерний Алматы" под заголовком "Госзакупки без романтики".


Хочешь получать главные новости на свой телефон? Подпишись на наш Telegram-канал!

Ваша реакция?
Нравится
0
Не нравится
0
Смешно
0
Возмутительно
0
Спасибо за Ваше мнение
Последние новости

13:01

12:48

12:09

12:07

11:43

11:19

11:08

10:53

10:32

10:10

09:45

09:24

08:50

18:01

17:27

16:48

16:19

15:42

15:03

14:24

13:45

13:06

12:27

11:47

11:18